Татьяна Мартьянова
Консультация для воспитателей «Формирование толерантного отношения у детей дошкольного возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Проблема толерантности всегда является одной из самых актуальных в многонациональной России.
На территории Поволжья проживают русские, татары, мордва, чуваши, марийцы и другие национальности. Это ставит перед региональным образовательным пространством непростые задачи формирования дружественных, гуманных
межнациональных отношений, развития толерантности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование толерантного отношения у детей дошкольного возраста в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Толерантность предполагает готовность принять других людей такими, какие они есть. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.
Чтобы процесс формирования толерантности в детском саду был успешным, необходимо признание педагогами и родителями таких идей: как
1. Ребенок - это прежде всего человек. Он независимо от возраста, характера и успеваемости, является личностью, т. е. членом сообщества, имеющим права и обязанности перед собой и другими.
2. Все люди взаимосвязаны, несут определенную ответственность друг за друга.
3. Наиболее конструктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, договор, что невозможно без стремления понять себя и другого, помочь другому человеку, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.
В своей группе с детьми проводились беседы: «Кто я?», «Я человек», «Мое поведение», «Моя семья», «Мое настроение», «Другой человек».
У каждого народа есть свое богатое культурное наследие. Не забывать родной язык, знать историю своего рода, проявлять уважение к этническим ценностям – святая обязанность молодого поколения. К сожалению, подрастающее поколение не всегда ценит традиции предков. Чем раньше начнется приобщение ребенка к традиционной культуре, тем большего эффекта можно добиться. Приобщая ребенка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению культурной памяти поколений, утверждению в сознание ребенка места своего «Я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество».
Знакомство с народным творчеством начинается еще в младшем возрасте с демонстрации игрушек, предметов, разучивания потешек и колыбельных песенок, прибауток, рассматривания картинок и иллюстраций, инсценировок коротких народных сказок.
С детьми старшего дошкольного возраста много времени уделяется сказкам, фольклорным произведениям. Дети видят эмоции, мимику, особенности исполнения к восприятию фольклорного произведения дети подготавливаются заранее в процессе ознакомления с иллюстрациями мордовской избы, национальными костюмами, деревянными игрушками.
Проводятся беседы с детьми о многонациональности народов, проживающих на территории Мордовии (русские, мордва, татары и др.)
Начиная с среднего дошкольного возраста в уголке природы выставляются произведения мордовских художников: В. А. Беднова («Весна пришла», А. А. Мухина («Последний снег», В. П. Харламова («Октябрь») и др.
Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом рассматривают альбомы с репродукциями известных скульпторов и художников: С. Д. Эрьзи, М. И. Нефедова, И. П. Верещагина, Ф. В. Сычкова, В. Д. Илюхина и др.
Другим средством социального развития дошкольников в процессе приобщения к народным традициям является народная игра – феномен традиционной культуры. Через игровую деятельность развивается интерес к своему народу и другим национальностям, что делает игру сферой реальных социальных отношений.
Необходимо отметить работу с родителями как одно из важнейших условий формирования поликультурного самосознания.
Именно в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире. В семье учится отношению с окружающими людьми. Поэтому важно, чтобы семейное воспитание было проникнуто самыми высокими идеалами.
Родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов, костюмов и облаченных в национальные костюмы народов Поволжья, участвуют в развлечениях, конкурсах, соревнованиях.
Таким образом, организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила – толерантность по отношению к людям разных вероисповеданий и этнической принадлежности.
Данная работа целесообразна и необходима для духовно- нравственного воспитания детей и формирования толерантного поведения в условиях поликультурного окружения, социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.