Ольга Тонеева
Консультация для родителей «Формирование связной речи при составлении рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, сформированная связная речь – важнейшее условие успешного обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми,имеющими различные по степени нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование связной речи при составлении рассказов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
В группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи, большое внимание необходимо уделять составлению рассказов описательного и повествовательного характера. При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:
* Расстановка картинок в логической, временной последовательности;
* Восстановление специально пропущенного звена;
* Придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.
Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.
При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания. Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят
произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особен-
-ностей познавательной деятельности.
Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению
связной речи, к которой можно отнести:
* Придумывание конца или начала готового рассказа;
* Составление рассказов по аналогии с небольшими
литературными произведениями;
* По опорным схемам;
* На тему.
Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный
план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности. Для осознанного успешного
усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников
предлагать родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда, воспитателей с родителями.
Сочинение – записанный родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с логопедом в детском саду. Составление сочинений включают несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.
* Подготовительная работа проводится логопедом или родителями по заданию логопеда. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого- либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
*Составление рассказа детьми в совместной деятельности под руководством логопеда.
* Коррекция и закрепление материала во время непосредственно образовательной деятельности.
*Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
* Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенка совместно с родителями :
- рассказ ребенка;
- доработка, коррекция рассказа родителями;
- повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений;
- запись и красочное оформление рассказа.
Работа по составлению рассказов-сочинений ведется с первого года обучения, т. е. в
старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течение недели, например, «Яблоко», «Капуста», «Берёза», «Заяц», «Кошка» и др. сочинение является итогом работы над лексической темой и какой-либо
темой по грамматике и синтаксису. Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала.
Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ
с опорой на схему, а затем без неё.
Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения темы
«Игрушки» и знакомства со словами-признаками:
«Мяч – это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных
частей. Мяч круглый, большой. Он пластиковый. Мячик
можно кидать, ловить, с ним можно плавать».
А вот пример составления сочинения-описания после изучения темы «Фрукты. Сад» и
знакомства с построением сложных предложений с помощью сочинительного союза а:
«Яблоко и лимон – фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а лимон
овальный. Яблоко большое, а лимон маленький. Яблоко и лимон твердые. Яблоко
гладкое, а лимон шершавый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты сочные.
Они растут на деревьях в саду. из яблоко можно приготовить яблочное пюре, испечь
яблочный пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сварить лимонный компот».
В конце первого года обучения детям предлагается составить и оформить в виде
сочинения рассказ на тему «Как я провел лето». Родителям следует пояснить, что это
может быть описание интересного события, которое запомнилось ребенку или произошло
с ним летом. Сочинения дети должны принести после летних каникул, в сентябре. Цель
данной работы – закрепление навыков рассказывания,полученных детьми в течение
первого года обучения. В процессе второго года обучения проводится работа по данным
сочинениям, даются задания по оформлению новых сочинений. Приведем примеры вариантов детских сочинений о лете.
«Летом мы жили в деревне, катались на велосипеде, купались в озере, помогали
маме поливать овощи. На огороде у нас росли огурцы, помидоры, морковь, капуста,
перец. Папа строил баню, а мы с братом ему помогали. Мы подавали инструменты,
приносили доски и красили баню краской. Потом мы с братом решили построить себе дом сами. Папа дал молоток, гвозди, доску, пилу. Сначала было трудно: гвозди гнулись, молоток попадал по пальцам. Мы очень старались, и к концу лета дом был готов. Я сколотил скамейку и стол, а моя сестра украсила дом цветами. Мама приносила нам в домик фрукты и печенье. Следующим летом мы пристроим к дому кухню».
Уважаемые родители, только при взаимодействии с вами ребенок овладеет
умениями:
*расставлять картинки в логической и временной последовательности;
*восстанавливать специально пропущенное звено;
*придумывать содержание дополнительной картинки в начале или в конце
серии;
*составлять описательные, повествовательные, сравнительные рассказы по
опорным словам;
* по опорным схемам;
* на тему.
Вот почему надо начинать учить детей составлять рассказы как можно раньше! Первые годы обучения – самые важные и благоприятные. Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве логопеда, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы.
Методическая литература:
Воробьева В. К. "Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи. " М., 2006.
Глухов В. П. " Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием". М., 2002.
Учитель-логопед
Тонеева О. В.