МААМ-картинки

Формирование представлений о семье у детей раннего возраста в процессе взаимодействия с семьей

Жанна Коновалова
Формирование представлений о семье у детей раннего возраста в процессе взаимодействия с семьей

«Формирование представлений о семье у детей раннего возраста в процессе взаимодействия с семьей»

Место проведения: Детский сад № 95

Дата проведения:

Педагоги: Коновалова Ж. М.,

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим представить Вашему вниманию опыт работы по реализации проектной деятельности в 1 младшей группе.

В соответствии принципов дошкольного образования, заложенных во ФГОС ДО, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования, и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, является главным в работе педагога. Отсюда следует, что содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений становится основополагающим в организации работы с семьей.

Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи. В рамках одной из годовых задач нашего ДОУ по духовно- нравственному воспитанию дошкольников у нас появилась идея создать проект «Семья на ладошке», которая помогла бы сформировать у детей первоначальные представления о семье, воспитывать любовь и уважение к ее членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Еще академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму. Поэтому данная тема проекта актуальна.

В раннем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье.

А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско - родительских отношений

Цель проекта: Формирование у детей раннего возраста первоначальных представлений о семье

Задачи проекта:

– Учить называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

– Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).

– Познакомить детей с понятиями «семья», «имя».

– Привить любовь к семейным традициям через основные формы фольклора: потешки, сказки, прибаутки, песни.

– Развивать коммуникативные навыки детей: формировать умение играть совместно со сверстниками в сюжетно-ролевые игры по теме «Моя семья».

– Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

– Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Были определены этапы проекта.

I этап. Подготовительный: август – сентябрь 2023 г.

II этап. Практический: октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.

III этап. Заключительный: май 2024 г.

Составлен перспективный план проектной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

– Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях.

– Научатся проявлять уважение и заботы ко всем членам семьи.

– Сформируется умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

– Совместная деятельность с родителями будет способствовать укреплению детско - родительских отношений.

– Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми

Наша работа по формированию у детей раннего возраста первоначальных представлений о семье началась с изучения методической литературы, подбора дидактического материала и художественной литературы.

Далее родителям были предложены анкеты на изучение семейных традиций и семейного воспитания детей, результаты которых показали, что в 80 % семей воспитанников родители не уделяют внимания ознакомлению с семьей и семейными традициями.

Результаты анкетирования родителей.

Нами был подобран материал и оборудование для образовательной деятельности и бесед. Обогащена развивающая среда: в книжный уголок – внесены произведения по теме изучения; дидактические игры по теме проекта; в игровую зону – предметы одежды, кукольная посуда, мебель, атрибуты для сюжетных игр по теме «Семья». Сделаны и приобретены игры по театрализации (театр на столе, театр на палочках, театр из фетра). Были разработаны картотеки пальчиковых игр, загадок и стихов. Консультации на стенд для родителей по теме проекта. Оформлялись выставки с продуктивной деятельностью родителей группы.

В рамках проекта «Моя семья» проведена большая работа как с детьми, так и родителями.

На вводном занятии по ознакомлению с окружающим мы ввели в активный словарь детей понятие «семья, «дом». Занятие было нацелено на формирование у детей представлений о членах семьи, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, о доме, где семья живет.

В процессе основной работы по реализации проекта в совместной деятельности с воспитанниками рассматривали семейные фотоальбомы в виде ладошки, подготовленные родителями, иллюстрации, картинки о семье.

Рассматривая семейные фотографии, дети находили на них себя, называли членов своей семьи по имени, тем самым формировалось представление у детей, что у каждого из них есть своя семья. В рамках данного занятия, мы играли с детьми в словесную игру «Расскажи Кате, кто ты будешь папе с мамой - сыночек или дочка?» и дидактическую игру «Чья вещь?» (из корзинки мы доставали поочередно вещи детей, а они должны были узнать свою вещь).

В. : -Посмотрите какая красивая, вязанная жилетка, чья она?

Р. : - Это моя вещь!

В. : - Чья моя? Как тебя зовут?

Р. : - Вероника.

В. : - А кто связал тебе эту жилетку?

Р. : - Мама.

В. : - А как зовут маму?

Р. : - Мама Таня.

Тем самым дети учились проговаривать вслух свое имя и имена членов своей семьи.

Проводили в течение дня тематические беседы: «Выходной день с мамой и папой», «Как я помогаю дома», «Мое имя», «Мои бабушки и дедушки», «Что такое хорошо, что такое плохо»; разучивали пальчиковые игры по теме: «Моя семья», «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик где ты был», «Кто живет в моей квартире», играли в подвижные игры: «Птички и птенчики», «Вышла курочка гулять», «Наседка и цыплята».

Играли с детьми в дидактические игры: «Назови ласково», «Чьи детки», «Сделай то, что я скажу», «Что умеет папа, что умеет мама», «Составь портрет своей семьи», «Я мамина помощница», лото «Подбери пару», «Доскажи словечко». На прогулке дети превращались в папиных помощников.

Полюбились детям настольные игры «Собери семью», «Кубик «Моя семья», «Зайкина семья» Игровые упражнения " Семья ", " Позвони маме (папе)".

Сюжетно - ролевые игры: «Уложим куклу спать», «Кукла Маша и ее мама идут в гости», «Дочка заболела», " Больница", «Накрываем стол для гостей».

На одном из занятий дети рассказывали и показывали, как родители дома учат их правилам гигиены.

На занятиях мы не только закрепляли понятия «большой – маленький», «один-много», но и учились группировать предметы по цвету, воспитывая добрые чувства к членам семьи, так как в заданиях отчетливо прослеживался социальный аспект: «мишка раскидал игрушки и расстроил маму», «сестры Танечка и Анечка поругались, не поделив игрушки».

Особо эмоционально дети реагировали на показ настольного кукольного театра по сказкам: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Сорока Белобока».

В рамках занятий по ознакомлению с окружающим «Мамы каждому нужны» и «Петушиная семья» мы формировали у детей представление о том, что семья есть и у животных. Дети с удовольствием помогали утенку Ути найти его семью. А дома родители и дети создали совместные книжки малышки «Домашние питомцы»

В процессе реализации проекта большое внимание уделялось художественно – эстетическому развитию детей: дети раскрашивали шкаф для своей семьи, рисовали расчески для мамы и папы, делали аппликации для любимого папы. Лепили бусы для любимой мамы, строили мостик для маленького котенка, чтобы он вернулся домой.

На протяжении всей работы над проектом осуществлялось тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками образовательного процесса. Для родителей были подготовлены консультации: «Чем занять ребенка 2–3 лет дома», «Мультфильмы в жизни ребенка»; проводились индивидуальные консультации по запросам родителей; проведена деловая игра с родителями «Искусство общения с ребенком» с целью формирования конструктивных способов выхода из конфликтной ситуации с ребенком; организован показ презентации «Посмотрите, как интересно мы живем».

В родительском чате родители рассказали о традиционных семейных выходах в игровые комнаты города. Семейные походы в бассейн, ежедневное чтение книг всей семьей перед сном, и обязательное посещение бабушки в выходные дни, семейные кукольные чаепития, традиция готовить вместе с мамой по выходным, где получаются настоящие шедевры кулинарии. Традиционные семейные выходы на природу.

Родителями оформлены импровизированные домики: «Семья - Дом», «Семья - Сад», «Семья - Город», на которых были размещены фото с увлечениями воспитанников в садике, дома и прогулках по городу. К 23 февраля мамами была оформлена поздравительная газета для пап.

Семейный праздник - это доброе и светлое мероприятие, ведь именно семья является самой важной ценностью, которая связана с человеческой жизнью. В детском саду в группе раннего возраста был запланирован и проведен музыкальное мероприятие "Семейная Карусель", способствующее возрождению традиций семейного воспитания, прививая терпение, доброту и любовь, помогающую создать настоящую семью. Данное мероприятие прошло весело, красиво, было не только интересным, но и познавательным! Он оставил у всех его участников массу положительных эмоций, и желание дарить любовь и заботу своим родным и близким людям! И, конечно же, в душах наших ребятишек осталась очень т плое и радостное чувство, родители поняли, что счастье каждого человека заключается в дружной, надёжной, верной и крепкой Семье!

К детям приходил Колобок, который ушёл от бабушки и дедушки. Семья ему была не нужна. И все малыши и родители своим примером показали, что Семья - это там, где хорошо и тебя любят. Предлагаем вам посмотреть отрывок творческой работы детей и родителей Дети играли пели и танцевали вместе с родителями,

вспомнили русские поговорки о семье. Рассказали о творческих поделках, где на ладошках были члены семьи наших детей. В игре "Мамины помощники" дети проявили ловкость и старание в развешивании платочков и креплении их на прищепки. Итогом праздника было общее фото с совместной творческой работой детей и их родителями.

За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. Вместе с детьми родители стали участниками творческих конкурсов: В библиотеке семейного чтения семья Ромы С. заняла 3 место в конкурсе «Цветы моей семьи», семья Софии Л. стала участником всероссийского конкурса «Моя семья».

Большое внимание родители воспитанников уделили пополнению развивающей среды группы по теме проекта. Одним из продуктов творческой деятельности родителей стала книга – кейс из фетра «Мой дом, моя семья». В домике поселилась симпатичная семья с детьми, разместились различные виды помещений квартиры с многообразным наполнением. Книга вызвала восторг как у детей, так и у взрослых группы. Мы очень благодарны родителям за такой замечательный подарок.

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в ходе мероприятий, которые были проведены при реализации проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат: дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. Мы думаем, что проект «Семья на ладошке» является первым шагом в духовно - нравственном воспитании ребенка перед дошкольным возрастом, так как формирует первоначальное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

В мае планируется итоговое мероприятие проекта - совместное развлечение для детей и родителей «Наша дружная семья», а конечным продуктом проектной деятельности - групповой фотоальбом «Остров семейных сокровищ», фотовыставки «Вот как здорово у нас» и «Наши руки не для скуки» (где родители делятся опытом по созданию игр и пособий, сделанных своими руками).

Таким образом, реализовывая проект, мы добиваемся следующих результатов, которые вы видите на слайде. 1)дети знают и называют свое имя, а также имена родителей и членов своей семьи; 2) у детей обогатился диапазон способов проявления заботы о членах своей семьи; 3)у детей обогатились представления о своей семье, расширился словарный запас по теме; 4)дети отображают в играх бытовые действия, семейные отношения; 5)дети проявляют свои творческие способности через разнообразные виды деятельности; 6)родители активно участвуют в совместной с детьми познавательно-творческой деятельности.

Значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиФормирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиРанний возраст – это дети второго-третьего года жизни.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о семье у детей раннего возраста в процессе взаимодействия с семьей
Опубликовано: 7 августа 2024 в 19:47
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о семье у детей раннего возраста в процессе взаимодействия с семьей» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Коновалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД