Лилия Бурковская
Формирование представлений о достопримечательностях родного города у детей 4–5 лет посредством продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека. Сущность патриотизма в глубокой осознанной любви к родному краю, городу, родному посёлку.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, патриотических чувств, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
Публикация «Формирование представлений о достопримечательностях родного города у детей 4–5 лет посредством продуктивной деятельности» размещена в разделах
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной,
активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Мир ребенка – это семья, дом, детский сад, улица, ближайший лес, речка, куда он ходит гулять. Здесь формируются его представления о жизни, здесь он получает возможность осознать свою принадлежность
большому миру. Любовь к Родине, прежде всего, начинается с умения видеть и понимать, казалось бы, самое простое. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой. Человек, родившийся в посёлке, в маленьком городе, не может не знать его истории. Любой край, посёлок, городок неповторим. Детям необходимо показать, что посёлок или город, в котором они живут, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, интересными людьми. Наряду с этим детям необходимо прививать такие понятия, как долг перед Родиной, любовь к отечеству, трудовой подвиг. Детям дошкольного возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Под патриотическим воспитанием дошкольника понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
К основным задачам патриотического воспитания дошкольников относятся:
– формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;
– к природе родного края;
– к культурному наследию своего народа;
Одним из направлений патриотического воспитания в нашем детском саду является формирование у дошкольников представлений о родном городе и его достопримечательностях, которое предполагает :
включение материала о родном крае в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой про-граммы, решаемых на фоне краеведческого материала;
введение краеведческого материала в работу с детьми, с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;
формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни посёлка, города, области, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг;
осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий деятельность по благоустройству посёлка, города, охране природы и т. п.);
привлечение детей к участию в общественных праздниках Черепановского района, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с города Черепаново и Черепановского района;
отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;
создание развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др., позволила бы удовлетворить потребность в по-знании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты;
организацию работы с родителями под девизом: их знания и любовь к род-ному краю должны передаваться и детям;
создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
В нашем дошкольном учреждении детском саду «Берёзка» п. Майский ис-пользуются следующие формы работы по формированию у дошкольников представлений о достопримечательностях родного города : целевые прогулки и экскурсии; наблюдения (например, позволяющие видеть изменения в облике города, рай-она, улицы и т. п.); рассказ, сочетание показа нужных объектов с непосредственными наблюдениями детей; беседы с детьми о родном городе; использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин и т. д. ; разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок; рассматривание достопримечательностей города в альбомах, лепка, рисование, аппликация по тематике, посвященной родному городу; организация в детском саду выставки детских работ на эту тему.
Специфической особенностью процесса формирования у дошкольников представлений о родном городе и его достопримечательностях является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Чувство малой Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищение тем, что видит перед со-бой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному городу начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, с его символами.
Центральным звеном в макросреде по знакомству с родным городом являются экскурсии. На экскурсиях дети получают знания о нашем городе, районе, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми.
Путешествия по городу с детьми среднего дошкольного возраста начинаются с территории детского сада. Рассматривая здание детского сада, его особенности, строения оборудование детских площадок, дети узнают о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Они осознают, сколько труда и сил вкладывают сотрудники детского сада в эту работу.
После проведенной экскурсии в групповой комнате оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад».
Следующим этапом работы стала прогулка-экскурсия в детский городок, расположенный в Черепановском городском парке отдыха. В ходе экскурсии я рассказывала детям, что в создании этого городка принимали участие люди разных профессий: художники, скульпторы, архитекторы, мастера резьбы по дереву, строители, тем самым у детей воспитывается чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.
Целевая прогулка в парк, помогает ребенку увидеть и почувствовать красоту родного города : зеленые насаждения, красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы. Беседа о правилах поведения в парке способствует решению за-дачи о бережном отношении к родной природе, зарождению у дошкольников желания сохранять и создавать подобную красоту.
Экскурсии к мемориалу «Вечный огонь», в память погибших воинов, возложение живых цветов, способствуют воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов наших предков. В ходе беседы педагог закрепляет в речи детей такие слова, как «родной», «малая родина», «Отчизна», «Родина». По данной тематике было предложено родителям совместно с ребенком нарисовать рисунок на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто…».
При ознакомлении с историей родного города я организую и поисковую дея-тельность: детям вместе с родителями предлагается сделать книжку о своей улице. Рассматривание фотографий с видами улиц посёлка, города Черепаново, способствует уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.
Формирование представлений у детей 4-5 лет о достопримечательностях родного города невозможно без установления тесной связи с семьей. Я использую следующие формы и методы работы с родителями: творческие домашние задания: придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома «Мой посёлок»; консультации на тему: «Как познакомить детей с выдающимися земляка-ми», «Учим детей любить и беречь свой город».
На занятиях изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием провожу дидактические игры, направленные на формирование у дошкольников представлений о городе Черепаново.
Закрепить знания ребят о достопримечательностях города помогает игра «Путешествие по городу».
Детям предлагался план-схема на которой изображены самые яркие достопримечательности города, кубик с числовыми фигурами от 0 до 6.
Ребята по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка. Выигрывает тот, кто первый дойдёт до финиша. Причём, если ребёнок остановился напротив какого-то объекта, он должен рассказать о нем.
Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях г. Черепаново помогут игры: «Сложи картинку», «Узнай и назови». Более лёгкий вариант – это игра «Узнай и назови», когда детям предлагается фотография или открытка с изображением какого-либо известного места, здания города и они должны его назвать или игра «Найди такую же», где ребёнок из ряда предложен-ных ему картинок должен найти ту, на которой изображено то же место или здание как на картинке ведущего.
В игре «Сложи картинку» дошкольник должен из отдельных фрагментов со-брать целостное изображение. Причём это можно сделать по образцу, по контуру или по памяти.
Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игры как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был (а) не скажу, лишь об этом расскажу».
В игре «Да – нет» ребятам предлагается внимательно выслушать отдельные утверждения и оценить правда это или нет. При согласии с данным утверждением они произносят слово «да», при несогласии – «нет», называя правильный ответ. Например:
- Наш посёлок называется Солнечный (Нет. Майский)
Наш город называется Россия (Нет. Черепаново).
На гербе нашего города изображен медведь. (Не верно. Это Лошадь).
Главная площадь Черепаново – пл. Центральная (Да) и т. д.
Начиная игру «Ты катись, катись клубочек», ведущий вместе с детьми про-износит слова:
Ты катись, катись клубочек
Быстро, быстро по рукам.
У кого сейчас клубочек
Даст ответ скорее нам.
Ребёнок, в руках которого оказался клубочек после произнесения последнего слова, должен ответить на вопрос ведущего о нашем городе. Например:
1. Как называется наш район, в котором мы живём?
2. Назови улицу, где ты живёшь и т. д.
Естественно, сначала роль ведущего беру на себя я как педагог, затем это может быть и ребёнок.
Знакомя детей с достопримечательностями нашего города Черепаново, я учитываю, чтобы информация, данная мною, вызвала у детей не только положи-тельные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя. Я должен научить дошкольников замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.
Литература:
1. Алёшина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н. В. Алешина. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
2. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : методическое пособие / Н. Г. Комратова. М. : Владос, 2007. 125 с. с.