Сахая Спиридонова
Формирование представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста посредством икт
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить применение ИКТ в формировании представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста.
В Гипотезе мы предположили, что формирование представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) будет наиболее эффективным, если:
Публикация «Формирование представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- образовательную деятельность (ОД) с детьми разработать по SMART–программе и Power Point с анимацией и озвучиванием;
- обосновать содержание и методику работы с детьми по проблеме формирования представлений о частях суток;
- обеспечить посредством ИКТ эмоционально-благоприятную познавательную среду и осуществлять творческий поиск детей.
Позвольте перейти к практической части нашей работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №21 «Кэнчээри». В исследовании приняли участие 15 детей экспериментальной и 15 детей контрольной группы.
На констатирующем этапе с целью определения уровней сформированности у детей представлений о частях суток как базовой основы развития временных представлений мы проверили по методикам
Методика 1. Диагностика Е. И. Щербаковой по определению уровней сформированности представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста на основе субъективных и объективных показателей.
Методика 2. Первая часть. «Вчера, сегодня, завтра, послезавтра (позавчера)». В. П. Новикова - для выявление уровней сформированности представлений о чередовании частей суток в пределах трех – четырех дней и установления промежуточных частей суток.
Методика 3.«Когда это бывает?» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой с целью проверить у детей умений ориентироваться во времени по объективным показателям на материале компьютерной игры. Проверить устойчивость проявлений эмоциональной отзывчивости, устойчивости навыков поиска и открытий при выполнении заданий ОД.
Полученные данные представлены на стр 41 по стр. 47
Обобщив полученные данные мы выявили 3 критерия развития детей старшего дошкольного возраста : высокий, средний, низкий.
Из полученных данных видно, что в контрольной и экспериментальной группах преобладает «средний уровень» развития положительных взаимоотношений.
Средний уровень: дети в целом могут определить части суток в любой последовательности по субъективным и объективным показателям; осознают, что утро, день, вечер, ночь в совокупности составляют сутки; затрудняются в самостоятельном определении дней в пределах 3 – 4 суток (вчера-сегодня-завтра; послезавтра); при помощи педагога устанавливают промежуточные части суток и определяют части суток относительно цвета небосвода и горизонта. У детей наблюдаются эмоциональная отзывчивость, неустойчивы навыки поиска и открытий в выполнении заданий ОД.
На основе полученных данных нами было разработана комплекс авторских компьютерных игр и упражнений по формированию представлений о частях суток у детей. Упражнения и игры на формирование временных представлений разработана по программе SMART и PowerPoint, которых демонстрировали на интерактивной доске.
Все слайды мы разрабатывали на ознакомление детей с частями суток по субъективным и объективным факторам. При проведении игр по субъективным факторам мы учитывали не только режимные моменты самих детей, но и деятельность взрослых людей. Такие занятия вызывают интерес, но особых затруднений не вызывают.
Трудности вызывали занятия (ОД) по определению частей суток по объективным показателям. Дети не знали, что солнце выходит из-за горизонта, садится за горизонт, дети затруднялись в определении сменяемости частей суток в пределах 3-4х суток, т. е. в установлении вчера, позавчера, завтра, послезавтра. Но после видео-презентаций и слайдов по двум программам стали определять текучесть и сменяемость частей суток, хотя все таки сомнения в определении позавчера и послезавтра почти остались.
Мы все НОД проводили в виде игровых упражнений-заданий или в виде решения поисково-проблемных задач. Задания по Smart и Power Point программам очень заинтересовали детей, у них стал наиболее устойчивым познавательный интерес и познавательная активность. Если неправильны ответы в таких играх появляются или личика грустные, или радостные, или объект никуда не двигается. Детям было это очень интересно.
Таким образом, мы пришли к следующему заключению Применение в математическом развитии детей дошкольного возраста SMART–программы и PowerPoint с анимацией и озвучиванием недостаточно изученная область. Поэтому обучение детей мы начинали с простых элементарных компьютерных презентаций, затем только работали с ними на интерактивной доске.
Для работы на интерактивной доске нами обращено серьезное внимание на повышение уровней собственной готовности работы и освоение на хорошем уровне навыков программирования по программе SMART и PowerPoint с анимацией и озвучиванием.
Разработанный нами комплекс образовательной деятельности с детьми занятий заинтересовал педагогов ДОО и эффективно повлиял на развитие познавательного интереса и активности детей 5-6 лет.
О позитивной динамике сформированности у детей представлений о частях суток свидетельствуют результаты сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного этапов исследования. Дети стали самостоятельно определяют части суток по субъективным и объективным показателям; осознают, что утро, день, вечер, ночь в совокупности составляют сутки. Дни в основном все стали определять дни в пределах 3 – 4 суток (вчера-сегодня-завтра; послезавтра, также самостоятельно устанавливают промежуточные части суток, определяют части суток относительно цвета небосвода и горизонта.
Работа по интерактивной доске по SMART–программе и PowerPoint с анимацией и озвучиванием побуждает эмоциональную отзывчивость детей, ориентирует их на активный поиск, открытие и решение поставленных задач.
Таким образом, результаты исследования подтвердили правильность поставленной гипотезы и состоятельность выдвинутых педагогических условий формирования представлений у детей о частях суток посредством ИКТ на основе SMART–программы и PowerPoint.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО
Дошкольный возраст рассматривается как этап интенсивного развития первоначальных основ математического и интеллектуального развития.
Мы считаем, что для эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о частях суток необходимо применять SMART– программу с анимацией и озвучиванием и учитывать следующее:
- Повысить уровни готовности работы с ИКТ, освоить на высоком уровне навыки программирования по SMART, уметь анимировать и озвучивать предлагаемые детям слайды на интерактивной доске.
- Организовать в предметно-развивающей среде такую познавательную деятельность, которая предусматривает творческую реализацию знаний, умений, полученных при формировании представлений о частях суток в образовательной деятельности.
- Формирование представлений о частях суток будет наиболее эффективным, если систематизировать занятия с постепенным усложнениям решаемых познавательных задач. Поэтому в работе с детьми нужно выделить этап обучения и этап самостоятельной творческой деятельности. И все просмотры слайдов и презентаций сконструировать в соответствии этим задачам.
- Для достижения наибольшего эффекта необходимо прослеживать динамику развития детей в начале и конце работы с ребенком. Обязательно отметить его успехи и продвижение в деятельности.
- Следует учитывать то положение, что без близких людей ребенка, без создания содержательной развивающей среды и дома, и в ДОО невозможно достичь желаемых результатов. Поэтому следует провести содержательную работу с родителями ребенка и создать все условия для совместной деятельности.
Уважаемый председатель, уважаемы члены государственной аттестационной комиссии, позвольте выразить Вам благодарность за проявленный интерес нашей работе, отдельную признательность выражаем нашему рецензенту …. и научному рук. Баишевой Марие Ивановне
. Спасибо за внимание!
Актуальность исследования. Жизнь человека тесно связана со временем, умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова термин "время" означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, последовательность и необратимость.
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста является одним из главных задач в математическом развитии детей. При этом особое место занимает проблема формирования у детей представлений о частях суток. По утверждению исследователей (Ж. Ж. Пиаже, Т. Д. Рихтерман, Л. С. Метлина, А. В. Белошистая и др., части суток воспринимаются ребенком опосредованно, по каким–либо конкретным объективным или субъективным показателям. Поэтому психологи и педагоги отмечают трудности осознанного понимания и восприятия частей суток по объективным показателям.
А. А. Столяр, З. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман и др. считают, что формирование представлений о частях суток должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание о частях суток, возможность их определения служили бы основанием для ознакомления со следующей и раскрывали детям существенные их характеристики: текучесть, непрерывность, последовательность и необратимость.
В современной системе образования применение информационно
-коммуникационных технологий (ИКТ) становится все более актуальным.
ИКТ позволяет в наиболее доступной, привлекательной и игровой форме достигнуть нового качества знаний, развивает основы логического мышления детей, усиливает творческую составляющую познавательной деятельности, максимально способствуя повышению качества образования среди детей дошкольного возраста.
В научных трудах Ю. М. Горвиц, А. В. Горячева, Т. П. Жуйковой, Т. В. Баракиной и др. подчеркивается, что в настоящее время в формировании у детей математических представлений редко используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).Применение информационно- коммуникативных технологий принципиально отличается от всех существующих традиционных средств обучения. ИКТ одновременно в форме видео-, аудио- информаций позволяет активно запоминать и обрабатывать познавательные материалы, побуждает мотивацию детей, стимулирует их познавательную, творческую активность.
В связи с этим нами выбрана тема исследования «Формирование представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ».
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования : педагогические условия формирования представлений о частях суток посредством ИКТ.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить применение ИКТ в формировании представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) будет наиболее эффективным, если:
- образовательную деятельность (ОД) с детьми разработать по SMART–программе и PowerPointс анимацией и озвучиванием;
- разработать и обосновать содержание и методику работы с детьми по проблеме формирования представлений о частях суток;
- обеспечить посредством ИКТ эмоционально-благоприятную познавательную среду и поддерживать творческий поиск детей.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и научно-теоретическую литературу по теме исследования.
2. Разработать ОД с детьми по SMART–программе и PowerPointс последующей анимацией и озвучиванием.
3. Разработать содержание, методику ОД и апробировать их с детьми.
4. Провести диагностику формирования представлений о частях суток у детей и выявить динамику их развития.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и подвести итоги.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО.
Методы исследования: анализ теоретических источников, психолого -педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный; наблюдение; количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методологической основой исследования явились научные труды Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, А. М. Леушиной, Т. Д. Рихтермана, А. А. Столяра, Ю. М. Горвиц, Т. П. Жуйковой, Т. В. Баракиной, М. И. Баишевой и др.
Научная новизна исследования заключается в обосновании педагогических условий использования ИКТ по SMART–программе с последующей анимацией и озвучиванием для эффективного формирования представлений о частях суток у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения разработанных математических материалов по SMART-программе с последующей анимацией и озвучиванием педагогами ДОО и родителямив формировании представлений о частях суток у детей дошкольного возраста.
Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59–69см. Высота установки1–1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2–3 м и не дальше–5,5 м от экрана.
Занятия с использованием компьютера для детей 5– 7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6–7 лет -15мин
Субъектиывные: виды деятельности взрослых, людей.
Объективные: солнце, луна, звезды, сумерки
Промежуточные части : полдень, полночь
Части суток это единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси.
В этом плане ИКТ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:
- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;
- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей виде;
- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;
- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;
- наличие возможности индивидуализации обучения;
- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;
- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки