Наталья Бигонь
Формирование представлений детей о малой Родине средствами дворовых игр
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особенно остро стоит вопрос о рациональной организации физического воспитания детей при широком использовании подвижной игры в жизни ребенка.
Во все времена люди отмечали важность подвижной игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Игра как деятельность человека — явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления, указывая на огромное воспитательное значение подвижных игр.
Публикация «Формирование представлений детей о малой Родине средствами дворовых игр» размещена в разделах
Игры проникали во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции. Для детей-дошкольников наиболее важным в игре являются задачи физического и психического развития, для молодежи — знакомства, для взрослых — проведение досуга, для людей пожилого возраста — общение и преодоление одиночества.
Вспоминая детство, мы с теплотой вспоминаем наших дворовых друзей, без которых не могли прожить и дня. Придумывали различные истории, чтобы только выйти во двор.
В наши дни компьютерные игры, телевизоры, телефоны заменили радость живого общения. Обидно, когда народно-дворовая игра «умирает» потому что её забыли, что в неё стало некому играть. А именно так произошло в 90-х годах, когда детей было просто мало для тех игр, которые требуют большого числа участников. Многолетний возрастной разрыв между поколениями из-за рождаемости в 90-х и 2000 годах привело к тому, что во дворах исчезли дети. Обычно дети учатся дворовым играм от более старших детей, играющих в том же дворе. И когда дети подрастают, не успев передать свою игру не рожденным младшим товарищам, эта игра уходит в прошлое. Но как бы - то ни было, у нас, педагогов и современных родителей, есть ещё шанс эту ситуацию изменить. Стоит ли это делать? Конечно, стоит. Чтобы возродить любимые игры, вернуть детей во дворы, оторвать их от компьютеров и игровых залов нужно научить их играть. И когда они подрастут, то выйдут во двор и встретятся там с другими детьми, обязательно восстановится та «ниточка», когда игра передается от старших ребят к младшим, от городских к деревенским, из поколения в поколение. Поэтому, мы должны обязательно помнить, сохранять и передавать по наследству самые лучшие традиции народно-дворовых игр наших предков.
Дворовые игры не просто развлечение. Дворовые игры ещё и обучение. В этих играх дети учатся общению, умению создавать команду и преданно играть в ней, учатся быстро соображать, прыгать и бегать, соревноваться, да и веселиться тоже.
Давайте вспомним, в какие игры любили играть мы и научим им наших детей.
Вот некоторые из них: «Резиночка», «Казаки – разбойники», «Классики», «Вышибалы», «Цепи кованые», «Съедобное - не съедобное», «Колечко – колечко», «Городки», «Жмурки», «Лягушки», «Краски», «Двенадцать палочек», «Чехарда», «Лапта», «Ручеек» и другие.
Дворовые игры у современных детей не пользуются популярностью. В эпоху компьютеризации дворовые игры могут стать отличным методом организации детского досуга. Очень жаль, что привычные добрые народно-дворовые игры, в которые играли дети из поколения в поколения ушли в прошлое. Возрождение интереса к дворовым играм изменят взаимоотношения между дошкольниками. Дети будут больше времени проводить с друзьями на свежем воздухе. Начнут самостоятельно их организовывать в свободной деятельности, поэтому, работая по реализации целей парциальной программы «Выходи играть во двор!» (образовательная область «Физическое развитие», выделила следующие задачи:
- формирование устойчивого интереса к подвижным народным играм;
- обеспечение равных возможностей для полноценного физического развития ребенка в период дошкольного детства с учетом интересов детей группы, а так же специфики народно-дворовых подвижных игр региона;
- воспитание у детей положительных нравственно-волевых качеств и культуры здоровья;
ведь дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Дворово-подвижная игра носит коллективный характер и поэтому, наблюдая за детьми на прогулке, хорошо видно, как мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Поэтому, играя в такие игры мобилизую все силы и возможности детей, убеждаю их в том, что без дисциплинированности каждого участника, без поддержки товарищей победы не добиться. Кроме того, стараюсь в игре, приучают детей к четкому выполнению правил и соблюдению норм общечеловеческих отношений. Для меня и моих детей важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем. Правильно подобранные, интересные дворово-подвижные игры никогда не стираются из памяти, а остаются яркими и красочными событиями в жизни детей, поэтому я стараюсь привить детям любовь к таким играм. Дети играют на прогулке в разные дворово-подвижные игры такие как : «Чай — чай — выручай», «Колдунчики», «Море волнуется раз», «Краски», «Казаки-разбойники», «Я садовником родился», «Вышибалы», «Городки», «Платочек» и многие другие.
Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры).
При проведении дворовой игры на воздухе всегда учитываю состояние погоды. Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может не получиться. Инвентарь обязательно подготовлен. Инвентарь подбираю красочным, ярким, заметным в игре. Заранее подготавливаю обстановку, предварительно продумав моменты в игре, которые вызовут у детей интерес. Чтобы дети с удовольствием играли, стараюсь создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем (например, прочитаю стихи, спою песню на соответствующую тему, покажу детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре). Сколько добрых ощущений испытывают дети, играя в народно-дворовые хороводные игры. Дети очень любят, чтобы их в играх называли по имени. Поэтому, играя в хороводы «Ходит Ваня», «Каравай» мы называем имя водящего ребенка. Хороводы даже у самого застенчивого ребенка вызывают желание проявить себя. Созданные на основе русских народных песен, хороводные игры очень нравятся детям. Собирая ребят на игру, вместе с группой активных детей произносим веселые заклички: «Тай, тай, налетай, кто в «Лапту» играй!», «Раз, два, три, четыре, пять — кто смелей, иди играть!», «Тара, тара, тара-ра, собирайся детвора!».
На прогулках, стараясь привлечь детей к игровому взаимодействию - сначала предлагала дворовые игры на эмоционально — личностное сближение, которые не содержат четких правил в игре («Штандер», «Выбивной мяч»). И уже создав дружескую игровую атмосферу - предлагала детям игры с правилами, с использованием различных атрибутов («Классики», «Лапта», «Колечко»). В ходе игрового взаимодействия дети в моей группе научились лучше ладить, договариваться, следовать правилам, заботиться друг о друге, активно включались в игровую деятельность замкнутые и застенчивые дети.
Особенно понравились детям дворовые сюжетно - народные игры, где сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. Имитация особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников — волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п., служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В некоторых сюжетно-дворовых играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Зайцы и волк» и др.). Одной из особенностей народно-дворовых подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
В группе были изготовлены папки-картотеки по народно-дворовым подвижным играм родного края и подвижных игр по парциальной программе «Выходи играть во двор». Дети с интересом просмотрели видео-ролики о том, как играют дети в других детских садах в дворовые игры, в ходе проведения игр, привлекали сказочных героев (Баба Яга, Лесовичок, Незнайка) при помощи которых дети проявляли больший интерес к играм. Также при организации народно-дворовых игр использую народные заклички, потешки, считалки и загадки, потому что, нужно играть так, чтобы дети получали от этого не только удовольствие, но и пользу, а именно — развивать физическое здоровье, смекалку, приобретать навыки общения. И вот тут-то пригодились старые и добрые «дворовые» игры, которым непременно стоит научить своих воспитанников.