МААМ-картинки

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Ксения Машина
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Опыт работы воспитателя МДОУ № 31

Первой квалификационной категории

Машиной Ксении Александровны

«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

через игровую деятельность»

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня,

то что делал вчера.

Публикация «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» размещена в разделах

Пусть новое появляется в его жизни постепенно

и не ошеломляет лавиной впечатлений»

В. А. Сухомлинский

В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовности к переходу в школу - принятию на себя роли активного субъекта собственной учебной деятельности. На смену знаниям, умениям и навыкам пришли интегративные качества дошкольников, как планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы ДОУ. Одним из таких результатов является формирование предпосылок учебной деятельности (далее УД).

Предпосылками учебной деятельности являются :

-сформированность познавательного интереса;

-умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

-умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия правилу;

-самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

-контроль за способом выполнения своих действий;

-умение взаимодействовать со сверстниками.

Дошкольный возраст — этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.

Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. В связи с этим перед педагогом ДОУ стоит задача развития дошкольников в игровой деятельности, в рамках которой зарождаются и формируются предпосылки учебной деятельности.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий:

- учёта развития психических процессов дошкольника;

- создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;

- обеспечения ситуации успеха в процессе игры.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в игровой деятельности происходит на основе семи основных ступеней, которые заключаются в сформированности компетенций дошкольника в игровой деятельности :

1 ступень – Умение придумывать сюжет игры.

2 ступень – Умение перевоплощаться.

3 ступень – Умение следовать правилам.

4 ступень - Умение использовать атрибуты и предметы-заместители.

5 ступень - Умение видеть и создавать воображаемую ситуацию.

6 ступень – Умение договариваться и слышать партнёра по игре.

7 ступень – Умение обогащать и усложнять сюжет игры.

Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности : учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в частности, на учебную.

Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие.

Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. В игре возникает и реализуется важный мотив-желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого. В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли.

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Главная цель дидактической игры - обучающая. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

Как применяю игры на опыте.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра, то именно она предоставляет детям большие возможности для общения и развития. Учебная деятельность, таким образом, должна как бы «вырастать» из игровой. Все мы знаем, что умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами, как:

– сообразительность (быстрота умственной реакции,

– критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д. ,

– пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа,

– вдумчивость.

Поэтому я организую умственную деятельность детей так, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности, например, использую игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает» и др.). Для развития критичности ума привлекаю детей к анализу детских работ и ответов на вопросы. Для развития пытливости ума, я организую элементарную исследовательскую деятельность, предлагаю решать логические задачи и задачи-головоломки.

Как известно, детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Для развития творческой стороны интеллекта, я стремлюсь использовать игры, моделирующие творческий процесс. Такие игры разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребенка в моторной активности, движении, помогают контролировать правильность выполнения действий. Прежде всего, это игры и упражнения на развитие мышления, памяти, логики:

«Что изменилось?»

«Лабиринты»

«Заполни таблицу по памяти»

«Найди сходства и отличия»

«Найди ошибку»

«Продолжи ряд»

«Логические задачки»

«План-схемы»

«Аналогии»

«Ассоциации»

«Четвертый лишний»

Эффективность занятий во много зависит от интереса детей. Разнообразные игровые упражнения, такие как «Загадки», «Ребусы», «Кроссворды», «Нелепицы» помогают нам в этом. Систематические небольшие графические диктанты развивают пространственные ориентировки и тонкую моторику. Задания и упражнения «Чего (кого) не стало?» «Где что лежало?» «Объедини в пары» «Что из чего сделано?» помогают не только в развитии памяти и внимания, но и очень хорошо влияют развитие логического мышления и речи.

В игре, как нигде лучше, формируются коммуникативные способности ребенка – умение общаться со сверстниками и взрослыми, находить общий язык, договариваться, убеждать, отстаивать свою точку зрения. Дети очень любят загадки, поэтому на занятиях они с удовольствием играют в игры на загадывание предметов, фигур, чисел:

«Опиши предмет»

«Загадай предмет»

«Вопрос – ответ»

«Составь задание»

В таких играх у ребенка не только развиваются мышление, память, речь, но и умение работать в команде, помогать своим товарищам, которые испытывают затруднение в ответе на вопрос.

Поэтому я стараюсь организовать игру таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели.

Обязательным элементом образа жизни дошкольников я считаю участие их в разрешении проблемных ситуаций. Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Проблемную ситуацию я создаю, побуждая детей к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием или вопросом стараюсь столкнуть разные мнения детей. Такие игры, как «Золотая середина», «Поставь оценку», «Я учитель» учат детей аргументировать и отстаивать свою точку зрения, принимать и уважать выбор других участников игры.

Работа с родителями:

Всю работу по развитию у детей предпосылок учебной деятельности проводила в тесном сотрудничестве с родителями.

На первом этапе с родителями была проведена консультация «Психологическая готовность ребенка к школе?»,

Далее проводились родительские собрания на тему «Развивающие игры для дошкольников» с их демонстрацией, консультации «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников», «Виды логических игр и упражнений».

Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволило сформировать у детей предпосылки учебной деятельности. Воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Дети принимают поставленную перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия для ее решения, но и варианты их выполнения. Дети научились использовать модели и схемы при решении разных игровых и учебных задач.

Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом.

Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!» Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Звучит музыка.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Опубликовано: 24 октября 2020 в 11:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Машина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД