Ксения Машина
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Опыт работы воспитателя МДОУ № 31
Первой квалификационной категории
Машиной Ксении Александровны
«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
через игровую деятельность»
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня,
то что делал вчера.
Публикация «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» размещена в разделах
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В. А. Сухомлинский
В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовности к переходу в школу - принятию на себя роли активного субъекта собственной учебной деятельности. На смену знаниям, умениям и навыкам пришли интегративные качества дошкольников, как планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы ДОУ. Одним из таких результатов является формирование предпосылок учебной деятельности (далее УД).
Предпосылками учебной деятельности являются :
-сформированность познавательного интереса;
-умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
-умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;
-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
-сознательно подчинять свои действия правилу;
-самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
-контроль за способом выполнения своих действий;
-умение взаимодействовать со сверстниками.
Дошкольный возраст — этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.
Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. В связи с этим перед педагогом ДОУ стоит задача развития дошкольников в игровой деятельности, в рамках которой зарождаются и формируются предпосылки учебной деятельности.
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий:
- учёта развития психических процессов дошкольника;
- создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;
- обеспечения ситуации успеха в процессе игры.
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в игровой деятельности происходит на основе семи основных ступеней, которые заключаются в сформированности компетенций дошкольника в игровой деятельности :
1 ступень – Умение придумывать сюжет игры.
2 ступень – Умение перевоплощаться.
3 ступень – Умение следовать правилам.
4 ступень - Умение использовать атрибуты и предметы-заместители.
5 ступень - Умение видеть и создавать воображаемую ситуацию.
6 ступень – Умение договариваться и слышать партнёра по игре.
7 ступень – Умение обогащать и усложнять сюжет игры.
Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности : учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в частности, на учебную.
Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие.
Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. В игре возникает и реализуется важный мотив-желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого. В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли.
В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Главная цель дидактической игры - обучающая. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.
Как применяю игры на опыте.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра, то именно она предоставляет детям большие возможности для общения и развития. Учебная деятельность, таким образом, должна как бы «вырастать» из игровой. Все мы знаем, что умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами, как:
– сообразительность (быстрота умственной реакции,
– критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д. ,
– пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа,
– вдумчивость.
Поэтому я организую умственную деятельность детей так, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности, например, использую игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает» и др.). Для развития критичности ума привлекаю детей к анализу детских работ и ответов на вопросы. Для развития пытливости ума, я организую элементарную исследовательскую деятельность, предлагаю решать логические задачи и задачи-головоломки.
Как известно, детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Для развития творческой стороны интеллекта, я стремлюсь использовать игры, моделирующие творческий процесс. Такие игры разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребенка в моторной активности, движении, помогают контролировать правильность выполнения действий. Прежде всего, это игры и упражнения на развитие мышления, памяти, логики:
– «Что изменилось?»
– «Лабиринты»
– «Заполни таблицу по памяти»
– «Найди сходства и отличия»
– «Найди ошибку»
– «Продолжи ряд»
– «Логические задачки»
– «План-схемы»
– «Аналогии»
– «Ассоциации»
– «Четвертый лишний»
Эффективность занятий во много зависит от интереса детей. Разнообразные игровые упражнения, такие как «Загадки», «Ребусы», «Кроссворды», «Нелепицы» помогают нам в этом. Систематические небольшие графические диктанты развивают пространственные ориентировки и тонкую моторику. Задания и упражнения «Чего (кого) не стало?» «Где что лежало?» «Объедини в пары» «Что из чего сделано?» помогают не только в развитии памяти и внимания, но и очень хорошо влияют развитие логического мышления и речи.
В игре, как нигде лучше, формируются коммуникативные способности ребенка – умение общаться со сверстниками и взрослыми, находить общий язык, договариваться, убеждать, отстаивать свою точку зрения. Дети очень любят загадки, поэтому на занятиях они с удовольствием играют в игры на загадывание предметов, фигур, чисел:
«Опиши предмет»
«Загадай предмет»
«Вопрос – ответ»
«Составь задание»
В таких играх у ребенка не только развиваются мышление, память, речь, но и умение работать в команде, помогать своим товарищам, которые испытывают затруднение в ответе на вопрос.
Поэтому я стараюсь организовать игру таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели.
Обязательным элементом образа жизни дошкольников я считаю участие их в разрешении проблемных ситуаций. Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Проблемную ситуацию я создаю, побуждая детей к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием или вопросом стараюсь столкнуть разные мнения детей. Такие игры, как «Золотая середина», «Поставь оценку», «Я учитель» учат детей аргументировать и отстаивать свою точку зрения, принимать и уважать выбор других участников игры.
Работа с родителями:
Всю работу по развитию у детей предпосылок учебной деятельности проводила в тесном сотрудничестве с родителями.
На первом этапе с родителями была проведена консультация «Психологическая готовность ребенка к школе?»,
Далее проводились родительские собрания на тему «Развивающие игры для дошкольников» с их демонстрацией, консультации «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников», «Виды логических игр и упражнений».
Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволило сформировать у детей предпосылки учебной деятельности. Воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Дети принимают поставленную перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия для ее решения, но и варианты их выполнения. Дети научились использовать модели и схемы при решении разных игровых и учебных задач.
Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом.
Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.