Клопова Ирина
Формирование первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников
▼ Скачать +Заказ
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ОСНОВ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Клопова И. М.
инструктор по физической культуре
МБДОУ №34 «Морячок» г. Поронайска
(Слайд 2) Актуальность. Дошкольный период - важнейший этап в процессе духовно-нравственного становления личности, так как именно в этом возрасте происходит знакомство ребенка с нормами поведения.
Публикация «Формирование первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников» размещена в разделах
Духовно-нравственная культура многогранна по содержанию - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. В последние годы в обществе много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.
(Слайд 3) Начало формированию духовно-нравственных основ личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном периоде, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. В нашем детском саду проводится целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию в рамках реализации Программы воспитания.
Цель работы: объединение усилий детского сада, семьи и социума в приобщении детей дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, воспитание готовности следовать им.
Задачи:
1. Приобщить участников образовательных отношений к непреходящим духовным ценностям через образовательную деятельность.
2. Расширить сферу взаимодействия ДОУ с социальными институтами города.
3. Сформировать основы целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка – дошкольника, приобщить его к базовым ценностям на основе духовно - нравственных традиций народа.
4. Развить коммуникативные умения и речевое взаимодействие детей дошкольного возраста
Предполагаемые результаты:
1. Участники образовательных отношений приобщились к непреходящим духовным ценностям.
2. В ДОУ расширилась сфера взаимодействия с социальными институтами города.
3. У детей дошкольного возраста сформировались основы целостного духовно-нравственного и социального развития личности.
4. У детей более ярко выражены коммуникативные умения и речевое взаимодействие со сверстниками.
(Слайд 4) В августе 2021 года в нашем детском саду была принята «Рабочая программа воспитания» на 5 лет. Работа по духовно-нравственному воспитанию проходила по блокам.
(Слайд 5) Была проведена первичная диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников (М. Ю Новицкая, С. Ю Афанасьева, Н. А Виноградова, Н. В Микляева, Гладких Н. П.).
(СЛАЙД 6) На этапе подготовки программы к реализации пополнилась и разнообразилась развивающая предметно-пространственная среда:
Обеспечили педагогов программно-методическими пособиями с электронными приложениями, учебно-методической литературой и другими дидактическими материалами по образовательной деятельности.
(Слайд 7) Расширили центры по патриотическому воспитанию.
Наладили контакт с социумом. Ребята посещают городскую библиотеку, городской музей, спортивные комплексы «Авангард», «Арена», «Лыжная база», стадионы.
(СЛАЙД 8) В рамках работы с педагогами были организованны:
Педагогический совет
Реализация и презентация кратковременных проектов «Мое имя», «Россия – наша Родина», «Традиции, игры и спорт коренных народностей Сахалина», «Русские народные подвижные игры».
Круглый стол
Консультации, мастер классы
Повышение квалификации по формированию духовно-нравственных качеств.
(СЛАЙД 9)
1. В Блоке «Воспитание воли»
Педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.
Сетевое взаимодействие с учреждениями образования, спорта и культуры города
Тематические занятия
Проектная деятельность
Исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей.
Участие в совместных праздниках: «День матери», «День отца», «День семьи», «День защитника Отечества», «День Победы», «Мама, папа, я – спортивная семья», «А ну-ка, папы».
2. Блок «Воспитание сердца» включает в себя такие мероприятия
(Слайд) Посещения храма святителя Тихона Московского, библиотеки, краеведческого музея и сквера первооткрывателей помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания.
Организация встречи с ансамблем «Надежда», участие в патриотических и православных акциях «Читаем детям», «Сотвори свое чудо», «Звезда памяти», выпуск рукописных изданий (стенгазет, книги памяти, постановка сценки «Рождественская история».
Посещение площади, возложение цветов к памятнику героя ВОВ Пермякова В. В.
Проведение флэшмобов ко Дню России, ко Дню государственного флага.
Участие в конкурсах «Марши и фанфары», «Слово о войне», «Гори моя звезда».
Информационные стенды, папки-передвижки, буклеты, где родители получают информацию о духовно-нравственном воспитании в семье.
Проведение праздников. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
3. Блок «Воспитание ума»
Родительский клуб «Мы вместе», на котором дети и родители участвуют в мастер-классах, круглых столах на духовно-нравственные темы, творческих мастерских, организация семейной библиотеки.
Ребята старшего дошкольного возраста проявляют заботу о малышах, готовят и показывают спектакли, дарят поделки, книжки – малышки, помогают одеваться на прогулку, играют в подвижные игры.
Труд в природе, общественно полезный труд
Участие в конкурсах «Кормушка для птички», «Покорми птиц зимой».
Выставки рисунков, фольклорных работ, поделок из природного материала.
Совместная образовательная деятельность с родителями. Родители принимают участие в занятиях, в досугах и праздниках.
Совместная с родителями проектная деятельность. Родители с детьми изготавливают альбомы по теме, рисунки для выставок и конкурсов, семейные газеты и плакаты, нестандартное оборудование, принимают участие в создании мини-музея Спорта.
Создание с родителями выставок, мини-музеев, совместные экскурсии и целевые прогулки, мастер-классы, спортивные мероприятия.
(СЛАЙД)
Результаты диагностики за 2021-2022 учебный год показали, что у воспитанников повысился уровень сформированности духовно-нравственных качеств, что позволяет говорить о правильности выбранных методов работы.
(СЛАЙД) Вывод. Подводя итог выступлению, хотелось бы отметить, что для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который и осуществляется в нашем ДОУ в рамках реализации программы воспитания.
Работа по данному направлению не проходит даром и дает свои «плоды». Дети применяют свои знания о нравственных нормах в жизни: стараются быть отзывчивыми, доброжелательными, помогать и понимать друг друга, сопереживать. Родители также проявляют интерес и принимают участие в духовно-нравственном становлении личности ребёнка.
Эти ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Необходимо помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить.