Лучший педагог года

Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо — три первоначальных нравственных понятия» (1 фото)

Татьяна Гулевская
Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо — три первоначальных нравственных понятия»
▼ Скачать +Заказ

"МОЖНО", "НЕЛЬЗЯ", "НАДО" - три первоначальных нравственных понятия.

Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо — три первоначальных нравственных понятия»

Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет»

(А. С. Макаренко)

Публикация «Консультация для родителей „Можно, нельзя, надо — три первоначальных нравственных понятия“» размещена в разделах

Бесспорно, дети должны слушаться родителей. Но любое ли подчинение ребёнка требованиям взрослого может нас удовлетворить? Нет, не любое. Нас может удовлетворить не слепое, а осознанное послушание, в основе которого лежат нравственные мотивы. Вот почему наша задача – учить ребёнка с самых ранних лет осознанно относиться к своим поступкам, оценивая их посильными для него нравственными понятиями : это – хорошо (значит, можно, это – плохо (значит, нельзя).

«Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, - именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Только тогда у ребёнка не возникнет сопротивления воспитательным воздействиям, а у взрослого – растерянности в выборе подхода к нему.

Часто родители допускают одну из характерных ошибок – подходят к ребё нку с заниженными требованиями: «Уступите маленькому», «Это только ему, как самому маленькому» - то и дело слышит ребёнок. Он воспринимает это как должное, как своё неоспоримое право. С него как бы снимается ответственность за капризные притязания.

Если ребёнок не знает ограничений, если в семье все подчинено его интересам, то, хотят родители или не хотят, они невольно растят эгоиста. А эгоист, как известно, всегда идёт на поводу собственного «я», до других ему дела нет! Попробуйте такому ребёнку в чем-то отказать, чего-то не разрешить, и он ответит вам бурей капризов, упрямством, а то и упадёт на пол, катаясь в истерике. А уж против этого безоружны многие родители, они непременно уступят – это хорошо знает избалованный ребёнок.

Более успешно идёт воспитание нужных качеств в ребёнке, если он правильно воспринимает ограничения. Только своевременно воспитанные малыши, в дальнейшем смогут самостоятельно управлять своими желаниями и поступками, не выходя за рамки дозволенного. Сдержанность, умение вести себя нравственно формируются с малых лет. Ребёнок, не приученный к этому в детстве, с трудом приобретает нужные качества в более поздние годы.

…Ребёнок растёт, умнеет, обретает способность к волевым усилиям. И здесь нельзя упустить момент, когда к понятиям «нельзя» и «можно» прибавляется ещё одно – «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих. «Надо», «надо», «надо» - то и дело сталкивается ребёнок с этим словом.

Чувство ответственности за выполнение своих, пусть совсем не сложных обязанностей (которые непременно должны быть у ребёнка) не приходит само по себе. Оно формируется всей предшествующей жизнью и начинается со знакомства с понятием «надо». Ведь даже трехлетние дети по опыту знают, что делать приходится не только то, что хочется, но и то, что надо. «Не хочу, чтобы папа и мама уходили на работу, но для взрослых это обязательно. И с этим нельзя не считаться!», «Не хочу принимать лекарство, но надо, иначе скоро не выздоровеешь», «Не хочу после себя убирать игрушки, но в доме существует правило: все и всегда убирают за собой».

В. А. Сухомлинский говорил: «Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага. Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие, более высокие потребности, вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее будет расти ваш ребенок».

…Вы и ваш ребенок. Можно ли считать, что ваши отношения с ним основаны на разумной требовательности, которая не подавляет, а направляет, не отстает от развития ребенка, а зовет вверх?

Присмотритесь, каким растет ваш сын или дочь, и одновременно обратите взгляд на себя как на воспитателя собственных детей. Как часто вы идете на уступки ребенку? Как часто он отказывается выполнять ваши распоряжения? Усвоил он лишь удобное и приятное для себя понятие «можно» или и другие, требующие от него волевого напряжения – «нельзя» и «надо»?

Публикации по теме:

Консультация «10 «нельзя» для родителей» Правил о том, как воспитывать ребенка, пригодных на все случаи жизни, не существует. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальные.

Консультация для родителей «Как нельзя поступать с ребёнком» Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий;.

Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя»Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя» Составила и изготовила воспитатель МКДОУ –детский сад № 22 г. Сегежа «Аленький цветочек» Матвеева Т. В. Цель: Формирование основ безопасности.

Дидактическая игра по основам безопасности жизнедеятельности в быту «Чем можно и нельзя играть» в младшей группеДидактическая игра по основам безопасности жизнедеятельности в быту «Чем можно и нельзя играть» в младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями «безопасное» и «опасное». Учить осознавать важность безопасности жизнедеятельности в быту.

Конспект беседы по ОБЖ «Предметы, которыми нельзя самостоятельно пользоваться и можно осторожно обращаться» Цели: - учить детей беречь свое здоровье и свою жизнь, как правильно вести себя в сложившейся ситуации; - познакомить с группой предметов,.

Консультация для родителей «Как нельзя наказывать детей» Как нельзя наказывать детей Даже самые лучшие родители не обходятся без наказания детей. Даже если они всегда позволяют малышу вести себя,.

Консультация для родителей «Можно и нельзя в жизни ребенка» Слово "нельзя" обязательно должно присутствовать в жизни каждого ребенка, но оно нуждается в пояснении: почему именно нельзя, причем понятным.

Рекомендации родителям дошкольников «Что можно и чего нельзя приносить в детский сад» Рекомендации родителям дошкольников: «Что можно и что нельзя приносить с собой в детский сад» Родители наравне с сотрудниками ДОУ несут.

Эссе «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №54 «Золотой ключик» ЭССЕ «Научить.

Эссе «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно» Речь к презентации 1. Зачитывается высказывание А. С. Макаренко – «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо — три первоначальных нравственных понятия»
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 05:01
+362Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Можно, нельзя, надо — три первоначальных нравственных понятия»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гулевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 116.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД