Анна Ахмедова
Формирование патриотизма и гражданственности у дошкольников посредством танцевального творчества народов России
▼ Скачать
«Формирование патриотизма и гражданственности у дошкольников через танцевальное творчество народов России».
Ахмедова А. А., музыкальный руководитель МБДОУ №79, г. Орёл
В современной России произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. В указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности в РФ» от 02.07.2021г № 400 отмечается то, что защита традиционных российских ценностей осуществляется за счёт развития системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально - ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. Известно, что дошкольный возраст – это фундамент развития ребенка, наиболее оптимальный период становления личности, где формируется мировоззрение, национальное самосознание, закладываются базовые системы ценностей.
Публикация «Формирование патриотизма и гражданственности у дошкольников посредством танцевального творчества народов России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Сегодня, актуальна проблема гражданско-патриотического воспитания детей, так как у современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, к исторической памяти, преемственностью поколений. А ведь высокие нравственные идеалы, гражданственность, гуманизм, единство народов – это объединяет многонациональную страну.
Задача педагога – воспитать гражданина Отечества, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, уважение к культуре, традициям народов России. Не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет пробудить в ребёнке чувство любви к Родине. Личность может воспитать только личность.
Для меня, как музыкального руководителя, одно из самых выразительных и действенных средств патриотического воспитания это введение ребенка в мир культуры и истории народов России через танцевальное и игровое творчество. Конечно, ведущее место в репертуаре детей занимает русская народная музыка, но, учитывая многонациональность нашей страны, считаю необходимым знакомить детей с национальной музыкой и культурой других народов России.
Моя цель как можно раньше начать работу по формированию у детей гражданско-патриотических чувств, пробуждать в ребенке любовь к родной земле, формировать такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. В этом мне помогает танцевальное творчество. Ведь народное творчество - это квинтэссенция менталитета нации.
В младшем возрасте ребенок только начинает познавать Родину – через свою семью, детский сад, ближайшее его окружение, поэтому я в игровой форме знакомлю детей с русским народным фольклором : колыбельными песенками («Котя,котенька, коток», «Баю-баю», потешками («Солнышко-ведрышко», «Ладушки», закличками, загадками, сказками, народными играми, плясовыми («Пойду ль я, выйду ль я…», «По улице мостовой», «Заинька, выходи!»). Постоянно использую русскую народную музыку, музыку орловского фольклора (Орловская «Матаня», «Вертимка», «Роза Белорозовая», «Орловские подвыверты и т. д.) в театрализованной деятельности, развлечениях, при выполнении движений на занятиях, на утренней гимнастике, в плясках, в исполнительской деятельности детей (игра на ДМИ).
С целью приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду функционирует мини-музей «Русская изба». Где мною проводятся музыкальные занятия, досуги, развлечения.
Знакомство с национальными танцами и играми других народов России я начинаю с детьми 5-7 лет. В нашем учреждении стало традицией отмечать День народного Единства - праздник единения и дружбы народов. Это, пожалуй, самый яркий, колоритный, весёлый праздник, где мои воспитанники в песнях, танцах и играх передают характер, обычаи и традиции народов России. Танцы народов России становятся украшением многих мероприятий: выпускных вечеров, праздниках, утренников, акциях, фестивалей и конкурсов.
С целью передачи характерных особенностей изучаемого танца и поддержки интереса к народному творчеству, знакомлю детей с историей, бытом и национальной культурой народов России. Перед знакомством с каждой народностью я провожу небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.
Работу с детьми по ознакомлению с национальными танцами провожу в процессе :
1. Бесед с использованием презентаций, видеоматериалов, на тему «Кавказ –привольная земля»», «Танцуй душа Удмуртии», «Ханты-талантливый народ», «Кубань-жемчужина России» и др.
2. национальных народных игр (Северная игра «Важенка и оленята» сопоставляю с аналогом русский народной игры «Гуси-Лебеди», Татарская игра «Иголка, нитка, узелок» аналог игры «Мышеловка», Татарская игра «БУШ УРЬШ» аналог «Заря Заряница», «Оленьи упряжки» аналог «Саночки», национальных приветствий (Татарский-исенмесез, якутский-тоюксанун, дагестанский- салам малекум и т. д, закличек, пословиц и поговорок ( удмуртская пословица: «Всякая вещь хороша на своем месте»; бурятская: «Только неумный человек сам себя хвалит»; дагестанская - «Начать без страха — все равно, что победить» и т. д, хороводных танцев (Карельская круга, Хава Нагила, народных сказок, легенд ( например: Осетинская легенда о мече дружбы, легенда озера Кабан в Казани, дидактических пособий о разнообразии национальных костюмов;
3. Прослушивания и анализа музыкальных произведений национальной музыки (важную роль в постановках и разработках национальных народных танцев играет музыкальное сопровождение. Музыку следует подбирать доступную для детского восприятия и соответствующую возрастным особенностям дошкольников);
4. Разучивания танцевальных элементов национальных народных танцев. (Детям напоминаю, что особенность народного танца в том, что через физические движения, через жесты, позы и мимику исполнитель-танцор показывает уклад жизни, события, выражает, таким образом, свои чувства. Яркий пример это Хантыйский танец народов Севера, где движениями мы показываем охоту на оленя, разжигаем огонь, расшиваем варежки, изображаем чаек и т. п).
5. Постановки танцевальных композиций танцев на основе национального фольклора (Особое внимание уделяю разработке рисунка танца, лексического материала, комбинаций, связок, потому что в процессе обучения осуществляю дифференцированный подход к детям с учетом их личности, творческих способностей и физических данных);
6. Разработки реквизита (головных уборов, декораций, костюмов) и подбора в соответствии с идеей постановки. Костюмы разрабатываются мной и этнодизайнером – она же специалист по пошиву. Все эскизы костюмов утверждаются заведующей детского сада.
Репертуар обновляется и пополняется с каждым годом, в него входят разнообразные танцы и музыкально - танцевальные постановки. В 2019г. в рамках реализации проекта «Эффективный регион», осуществляемый под руководством ГК «Росатом», был запущен ПСР-проект «Оптимизация работы по организации культурно-массовых мероприятий в ДОУ», где я являлась главным исполнителем. В процессе работы над ним все мои материалы, необходимые для эффективной реализации воспитательно-образовательных задач были систематизированы.
Я организовала своё рабочее пространство по системе 5С. Произвела локализацию необходимого оборудования в музыкальном зале. Составила электронные базы (музыкального, литературного репертуара, футажей, амплуа педагогов, что значительно ускорило организацию воспитательно -образовательного процесса в том числе и по гражданско – патриотическому воспитанию. Были разработаны многофункциональные костюмы. Основная ценность костюмов состоит в их вариативности, логики форм, конструкции, рациональности. За счет комбинирования разных элементов, костюм приобретает колорит той или иной национальности (например, если к черкеске добавить элемент - капюшон, то это особенность национального костюма адыгейского народа, если добавить папаху – костюм дагестанского народа, и т. д). При создании функционального костюма заранее планирую использовать различные приемы декора, фактуру добавочного материала, атрибутику. В комплекте костюма использую не более одного аутентичного акцента. Тонкостей много, поэтому, прежде всего, необходимо сначала самому педагогу изучить и разобраться в особенностях национального костюма.
Россия – великая многонациональная страна! Я уверена, что знакомство с культурой народов нашей Родины станет основой патриотического воспитания подрастающего поколения, ведь формирование отношения к своей стране, таких качеств как гражданственность, патриотизм, развитие чувства сопричастности к судьбе своей страны, своего народа начинается с детства.
Список литературы:
1. Концепция дошкольного воспитания (под ред. В. А. Петровского, В. В. Давыдова) - М. : Просвещение, 1989г.
2. Официальные сетевые ресурсы Президента России (https://www.kremlin.ru/acts/bank/47046)