Светлана Арзуманян
Из опыта работы на тему: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Как правило, дети не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением.
Актуальность данной темы очевидна, поскольку маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров, у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому, чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Публикация «Из опыта работы на тему: „Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Чтобы решить эту проблему в рамках своей группы, нами поставлена цель - формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Новизна работы заключается в создании игровых ситуаций по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге во всех видах образовательной деятельности, а также в использовании ИКТ в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Согласно ФГОС ДО одним из главных условий развития ребенка является создание развивающей предметно – пространственной среды. Поэтому решения поставленных задач мы начали с создания предметно-развивающей среды в группе и на игровой площадке. Большую помощь в организации игрового пространства оказали родители наших воспитанников. Результатом включения родителей явилось изготовление игровых атрибутов - дорожные знаки, жилеты с изображением транспорта, оформление игровой транспортной площадки.
В группе создан и постепенно пополняется игровой центр «Дорожная грамота».Родители изготовили игровое поле, с помощью которого мы решаем ряд образовательных задач. Игровое поле мобильно: удобно в использовании, хранении. Оно очень удобно для разворачивания игры ребёнка. Решается проблема индивидуального подхода к детям. Ребёнок, который предпочитает играть один, может развернуть сюжет по своему замыслу, используя имеющуюся в группе атрибутику, которая хранится в отдельном контейнере.
Родители вместе с детьми изготовили макет для игры по правилам дорожного движения. Игровой макет отличается от игрового поля тем, что все атрибуты на нем закреплены.
Для осуществления деятельности по изучению дорожной грамотности создана картотека подвижных игр по ПДД. В нее вошли такие игры, как: «Автомобиль». «Угадайка». «Наша улица». «К своим знакам» и т. д.
При организации работы по формированию основ безопасного поведения детей на дороге значительное место отведено практическим формам : наблюдению, экскурсиям, во время которых дети изучают правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. Мы проводим с детьми тематические беседы, целевые прогулки, на которых детям обращаем внимание на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, на правила поведения на улице и на дороге. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения демонстрирую детям обучающие мультфильмы «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)». Усвоение знаний происходит в процессе игры, и поэтому нами используются различные дидактические игры, игры-минутки, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольные, подвижные игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, отгадывание загадок, развлечения, досуги по данной тематике.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, нами используются различные формы взаимодействия. Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
Наблюдения за детьми в процессе игры позволяют сделать вывод о результативности проведенной нами работы. Результаты анкетирования родителей показали необходимость формирования компетентности в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.
Поэтому цель нашей дальнейшей работы :
1. Приобщение родителей к деятельности в детском саду.
2. Повышение родительской компетенции в глазах детей.
3. Закрепление в домашних условиях правил дорожного движения.
4. Создание книги по придуманным семейным сказкам и рассказам по ПДД с использованием рисунков детей.