наталия лазарева
Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы на тему:
«Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».
«Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан»
Н. А. Некрасов
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?
Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, красивым городом.
Проанализировав свои знания о городе, а также результаты диагностики родителей и детей, я увидела необходимость гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны.
Поэтому поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.
Для достижения данной цели мною решались и решаются следующие задачи:
- организовала развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музей, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.
- формировала любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему
- знакомила с достопримечательностями, развивала желание как можно лучше узнать свой город.
- развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовала становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.
- воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.
- воспитывала бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждала детей сохранять красоту города для будущих поколений.
При построении системы работы по гражданско-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества, школой; музем города, а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями г. Котовска.
Для реализации системы работы разработала перспективный план. Вся работа рассчитана на три этапа и начинается, как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.
Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуются в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней, в старшей и подготовительной группах.
Начиная работу в средней группе поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводились беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают речь детей. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Затем мы в группе оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривали его, с гордостью рассказывали о своей семье.
На этом же этапе происходило знакомство с народными сказками, пословицами, потешками, загадками. Обращала внимание на предметы народного костюма и быта жителей Тамбовской губернии. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливали бусы из рябины, украшали сарафаны. На музыкальных занятиях знакомились с народной музыкой, пели народные песни, играли в народные игры, инсценировали русские народные сказки, потешки.
На втором этапе в старшей группе закрепляла знания полученные детьми ранее, а так же знакомила с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, и составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «Мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».
В работе использовала игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «Мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и русские народные подвижные игры («Золотые ворота», «Ручеёк», «Мороз красный нос», «Бабка Ёжка», «Бубенцы» и др.) На познавательных занятиях по ознакомлению с природой дети учились наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читали книги и энциклопедии, рассматривали иллюстрации, составляли гербарий, коллекции листьев, выкладывали данмалы из цветов, лепестков, листочков, шишек, веточек, желудей, семян растений.
Совместно с родителями организовывались экскурсии в музейный историко - просветительный образовательный комплекс, где дети знакомились с историей создания нашего города, рассматривали уникальные экспонаты. Также были организованны экскурсии в детскую библиотеку, Дворец культуры, в почтовое отделение и другие общественные учреждения.
В преддверии великого праздника Дня Победы, дети возлагали цветы к Вечному огню в парке Воинской Славы, на аллее героев рассматривали фотографии горожан, участников ВОВ, участвовали в акциях «Читаем стихи о Победе», «Песни Победы» и др.
Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
В беседах по организации досуга детей предлагала родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получали задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, изготовить поделки, фотографии.
Совместно с родителями проводила викторину «Знаешь ли ты свой город?», развлечения «Мама, папа, я – дружная семья», досуги, основанные на фольклоре.
В течении всего года дети вместе с родителями принимали активное участие в акциях поддержки наших горожан, участников СВО, изготавливали поздравительные открытки к праздникам, писали им письма.
В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, поставлена задача сформировать более точные и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, профессиях жителей города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицы нашей страны – России.
Большую помощь оказали опять-таки родители в оформлении мини-музея «Мой родной-Тамбовский край!» Он привлекает ребенка к данной теме своей доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.
В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересными людьми. На таких встречах дети узнают много интересного о профессиях из уст родителей воспитанников.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда она выражена в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрять деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других людей, родных, для детского сада, города (это участие в конкурсах рисунков, фотографий, поделок, проводимых в детском саду, муниципалитете и области). Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующие отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.