Ольга Вавилина
Формирование основ безопасности жизнедеятельности посредством изодеятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности
посредством изодеятельности у дошкольников»
Подготовила:
педагог вкк
МДОАУ № 99 д/с "Домовенок"
г. Орск Оренбургской обл.
Вавилина О. Б.
Темочки:
Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Наше современное общество страдает из-за неумения грамотно вести себя в различных чрезвычайных ситуация. Безопасность – это не только знание правил, но и умение применить эти знания на практике, адаптироваться к неожиданным ситуациям. Дети уже в дошкольном возрасте должны уметь принять обдуманное решение и действовать в соответствии с условиями в какой - либо опасной ситуации.
При ознакомлении с некоторыми произведениями живописи можно рассмотреть некоторые ситуации, которые как раз будут формировать основам безопасности ребенка.
Репродукции картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И. Айвазовского «Гроза», беседа с детьми о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды Репродукциями картин художников И. Хруцкого «Натюрморт с грибами» и Е. Зуева «Дары лесов».
ОБРАЩАЕМ внимание детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные, можно дать им практические советы, как нужно собирать грибы. В лесу и на участке детского сада дети встречаются с различными насекомыми, поэтому с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и «Тараканище» можно сформировать представления детей о разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с ними.
Рассматривая работы известных художников-иллюстраторов к русским народным сказкам:
- «Гуси-лебеди» будь готов к неожиданностям. Бывают случаи, когда спасаться бегством вовсе не стыдно, а необходимо;
- «Кот, петух и лиса» если попал в беду и тебя обманули, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума;
- «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» доверие к окружающим – хорошая черта, а вот слепая доверчивость бывает опасна;
- «Зимовье зверей» никого не пускай к себе домой, когда ты один.
- «Гуси-лебеди», «Лиса и тетерев», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. не бывает безвыходных ситуаций, что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть.
Ребёнок в любой момент может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому важно не только оберегать дошкольника от опасности, прививать ему навыки безопасного поведения, используя, в том числе, и нетрадиционные формы рисования с целью закрепления правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Можно провести занятия используя такие темы:
«Сбережём природу» - рисование пальчиками, оттиск фигурным поролоном;
«Опасности с огнем» - рисование по мокрому листу, ладонью;
«Знакомство с ПДД» - используя оттиск печати из картофеля и ватные палочки;
«Знакомство с дорожными знаками» - закрашивали дорожные знаки в технике «свечкографии», оттиск ладошкой, поролоном.
«Микробы вокруг нас» - кляксография, мыльные пузыри и др.
С помощью различных техник рисования у ребёнка формируются элементарные знания об опасности с игр огнём или правилах дорожного движения и т. д. Она позволяет решать множество задач, в том числе, касающихся формирования основ безопасности жизнедеятельности.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что подготовка детей к жизни – это сложный и многогранный процесс, требующий интегративного подхода. Необходимо сочетать передачу знаний с развитием навыков, умений и личностных качеств, причем делать это с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Только в этом случае мы сможем воспитать самостоятельных, ответственных и адаптивных личностей, готовых к вызовам современного мира. И для этого необходима не только система образовательных программ, но и сотрудничество родителей, педагогов.