Папки-передвижки

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Елена Родионова
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность метода учебных проектов в условиях реализации ФГОС НОО.

2. Цели и задачи проектной деятельности.

3. Виды проектов, их содержание и структура.

4. Этапы проектной деятельности.

Публикация «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

5. Памятки для учащихся и учителя по подготовке проекта.

6. Роль проектной деятельности в становлении самостоятельной организации учебного процесса учащегося.

7. Список использованной литературы.

Приложение ЭОР : презентация

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Своевременность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т. е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!

В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов

Задачи проектной деятельности :

- Обучение планированию;

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- Умение анализировать;

- Умение составлять письменный отчет;

- Формировать позитивное отношение к работе.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:

познавательные

практические

самоконтроля

организационные

оценочные

Что же означает само слово «проект» в учебной деятельности? Проект (от лат. projectus- брошенный вперед, выступающий, торчащий) - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата (цели, создание определённого уникального продукта при заданных сроках и требованиях к качеству. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на взаимосвязи теории и практики. Основоположник – американский учёный-идеалист Джон Дьюи. В 1988 году стало известным решение ЮНЕСКО как свидетельство международного признания, касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтенсорри и А. С. Макаренко, который в своей деятельности уделял огромное внимание развитию проектной деятельности учащихся.

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Различают следующие виды проектов :

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.

Индивидуальные: Проект «Рассказ о слове»-2кл, «Живая цифра», «Живая буква»-1 кл, «Правила орфографии в названиях сказок»-1кл

Групповые : проект «В гостях у фольклора» (3 кл) в данный момент находится в стадии разработки. Продукт проекта – устный журнал, форма деятельности- групповая, вид краткосрочный (от 1 до 2 недель). Задания для групп: 1г. - пословицы и поговорки незнакомого содержания, 2 г. - народные загадки, 3 г. - небылицы, шутки, 4 г. -потешки, 5г. - русские народные песни.

Так как продукт проекта- журнал, то в каждой группе выбран художник- иллюстратор. Его задача - создать художественный образ к одному из произведений страницы.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т. д. Творческие проекты - это проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов учащихся.

Проект по изобразительному искусству «Времена года в женском образе» (характерные признаки времени года в образе», «Домик-буковка» 1-2 кл, «Такая разная одежда»-1 кл.

Игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

«Осенние посиделки» -2 кл- работали мини-группы по созданию праздника:

1-сбор пословиц об осени, 2-загадки об овощах, об осенних явлениях, месяцах, 3-осенние приметы (мини-проекты, 4-игры, по желанию учащиеся готовили проект «Осень в женском образе», учитель и родители занимались оформлением доски к празднику, учитель составил сценарий на основе материалов, подготовленных детьми, родители организовали церемонию чаепития по завершению праздника.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.

Социально-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Акция «Покорми птиц зимой!» - работа в группах: 1г. -информация о зимующих птицах нашего края, 2г. -какой корм птицам полезен, а какой вреден, 3 г. - листовки по тематике, 4г. -стихотворения-призывы, все учащиеся приняли участие в изготовлении кормушек. Практический продукт проекта –кормушки-были развешаны учащимися старшей школы на территории школы и посёлка

Проектная деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

*Критического мышления;

*Информационной культуры;

*Творческих и коммуникативных способностей;

*Умения ставить цели и пути их реализации.

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:

* Умение видеть проблему;

*Самостоятельно ставить задачи;

*Планировать и оценивать свою работу;

*Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка, самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение ребёнка или группы детей.

Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.

Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми» : если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.

Любая проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1 этап – мотивация и целеполагание :

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной, соответствовать возрасту учащихся. На данном этапе формулируется тема, цели и определяется результат, продукт.

2 этап – планирование деятельности :

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной или индивидуальной деятельности. Проекты по форме могут быть индивидуальными или групповыми, по виду- краткосрочные или длительные.

3 этап. Информационно-операционный (создание проекта) :

На этом этапе идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.

4 этап. Контроль и коррекция результата.

Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

5 этап. Рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.

Для учащихся я готовлю памятку. Она называется «6 П»

1. Проблема проекта

2. Планирование работы

3. Подбор информации, иллюстративного материала

4. Продукт проекта (соответствие критериям оценивания)

5. Презентация результата

6. Портфолио

Первые два этапа осуществляются в школе : я знакомлю учащихся с темой проекта, предлагаю различные варианты способов выполнения работы, выслушиваю мнения детей по данному этапу подготовки, вместе с учащимися определяем, каким образом может выглядеть конечный результат проекта и как нужно осуществлять его защиту.

Третий этап направлен на самостоятельный подбор материала учащимися. Для сбора информации определяются временные рамки, в течение которых я для учащегося являюсь консультантом по сбору материалов. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Проект по литературному чтению в 3 классе «Сочиним волшебную сказку» (пример на соответствие критериям оценивания). По созданию проекта были определены следующие условия (критерии)- наличие волшебных превращений, наличие волшебных предметов, троекратные повторы, соответствие структуре сказки - зачин, основная часть, концовка, применение словесных оборотов, характерных для сказок. Три проекта со стороны учащихся были признаны несоответствующими данной тематике, так как не было в содержании тех составляющих, которые были указаны в критериях.

Четвёртый реализуется в классе : проходит представление проекта и его защита. Нельзя не сказать о роли родителей по сбору информации и оформлению продукта проекта. А. А. Плешаков, научный руководитель умк «Школа России», предлагает уже на третьей неделе по курсу «Окружающий мир» выполнение проекта «Моя малая Родина», при условии, что 80% учащихся не умеют читать, и 100% учеников не умеют писать. Родители вместе с детьми являются «первооткрывателями» проектной деятельности. Этой теме посвящается один из вопросов первого родительского собрания, где мамы и папы знакомятся со структурой проекта и планом его подготовки. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих учеников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке у нас все получается!

На пятом этапе после заслушивания всех проектов начинается обсуждение выполнения работ по критериям, предъявленным к данной проектной деятельности, определяются лучшие результаты.

Пример: фотография с праздника «Осенние посиделки» -победители проекта «Осень в женском образе» (открытое голосование, у каждого участника -у учителя, родителя, ребёнка был один жетон, который они накладывали на понравившуюся работу, подсчёт жетонов определил победителей)

Памятка по подготовке проекта

1. Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта

(по методике А. И. Савенкова) :

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

2. Планирование работы (способы и формы работы определяются в классе)

Формы проектной деятельности учащихся :

1. Игра

2. Минипроект

3. Экскурсия

4. Наблюдение

5. Социальная акция

6. Работа с различными текстовыми источниками информации

7. Подготовка практически значимого проекта

8. Спектакль, праздник.

3. Подбор информации, иллюстративного материала (сведения об источниках сбора информации : ресурсы интернета, библиотечный фонд, энциклопедии, художественная литература, беседы со взрослыми, консультация учителя)

4. Продукт проекта (как можно представить результат работы)

-атлас, карта; видеофильм; выставка, стенд; газета, журнал, книжка-малышка; коллекция; костюм, модель; мультимедийный продукт; музыкальное произведение или подборка произведений; оформление кабинета; постановка, праздник; справочник, учебное пособие; сказка, рассказ; социальная или рекламная акция; творческие работы; рассказ-биография, рассказ-портрет; устный журнал и т. д.)

5. Презентация результата

(самый сложный этап проекта- становление монологической речи)

• презентация на конференции

• выступление для определённого круга лиц (учащихся класса)

• выставка достижений

• концерт

• спектакль

• видеосюжет (фильм)

• слайд-шоу

Памятка для учащихся № 2

«Как подготовить защиту (презентацию) проекта»

• Назови тему.

• Почему ты начал разрабатывать этот проект?

• Какова основная идея твоего проекта?

• Какие использовались материалы?

• Чему пришлось учиться?

• Сколько времени потребовалось для выполнения проекта?

• Как ты сам оцениваешь свои достижения?

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального

эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом. Проектная деятельность

способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка; их практическому

применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует ребенка в самореализации самовыражения, в творческой личностно и общественно – значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

Таким образом, с уверенностью можно сказать о том, что реализация

проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

Литература

1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] : / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

4. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших

школьников. Книга для учителя начальных классов. – М. : Вента-Графф, 2002. – 112с. : ил. – (Библиотека учителя).

5. Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст] : - В. Я. Потанина, М. : Академия, 2009 - 12с.

6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –

М., 2005.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] : / Савенков А. И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

8. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.

9. Шатилова М. Ю. Проектирование в начальной школе : от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.

10. А. Г. Асмолов и другие. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. -Москва: Просвещение, 2011

Публикации по теме:

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» Я представляю вашему вниманию свой опыт по использованию игровых.

«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» Игра– ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Функции игры:- 1. Развлекательная— направлена на достижение удовольствия и пробуждение.

Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкальной деятельности в условиях реализации ФГОС до Одними из основных понятий используемых в Федеральном законе об образовании в Р. Ф. является: 1. образование 2. воспитание. Не секрет,что.

Организация игровой деятельности педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС в ДОУ Организация игровой деятельности педагогом-психологом в условиях реализации ФГОС в МБДОУ «Детский сад № 11» Игра – это искра, зажигающая.

Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС до Баландина Екатерина Васильевна, воспитатель МБДОУ ДСОРВ «Рябинушка», Усть -Абаканский р-он. Организация партнерской деятельности взрослого.

Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС до. Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. В связи с введением ФГОС дошкольного образования.

Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги, в нашем детском саду проходил семинар, где педагоги представляли свои презентации. Мне хотелось поделиться с Вами своей,.

Особенности использования в образовательном процессе ДОО проектной деятельности в условиях реализации ФГОС Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС (средняя группа) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е. А. Покровский. На сегодня.

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В соответствии с Федеральным государственным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 8 января 2017 в 18:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Родионова (УИ 996657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД