Наталья Батагова
Семинар «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»
▼ Скачать + Заказать документы
Свой учительский путь я начала вместе со своими первоклашками в 2014 году. Каково же было мое удивление и недоумение, когда я столкнулась на уроках чтения с тем, что книга не вызывает у детей большого интереса, у них не развита достаточно речь, рассеяно внимание. Они не могут выражать свои мысли и чувства, у детей скудный запас слов. В моем классе дети разных национальных культур и из разных социальных слоев общества. Большинство из них не посещали ДОУ, а многие не видели книг вообще. А главное, они не любят читать. И для себя я решила, во чтобы то ни стало привить любовь своих воспитанников к книге. Таким образом и определилась тема для моего самообразования : «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках литературного чтения». Передо мной стала трудная задача: научить детей любить книгу. Ведь мы прекрасно понимаем, что от того как успешен ученик в чтении, зависят и его успехи по всем остальным предметам. И для этого я выбрала одним из видов внеурочной проектной деятельности театральный кружок «Закулисье» (Приложение №1). Ведь театральная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, развивает речь ребенка, учит выразительно пересказывать тексты,декламировать стихи, расширяет словарный запас ребенка.
Публикация «Семинар „Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В своей работе я тесно сотрудничаю с сельской библиотекой. Мы проводим классные часы, литературные викторины (Приложение №2). Библиотекарь организовывает различные детские выставки, принимает участие в родительских собраниях (Приложение №3). На уроках и во внеурочное время я использую игровые технологи для развития речи и для улучшения техники чтения, такие как : загадки и кроссворды «Найди слова» (Приложение №4,, а также дети с удовольствием читают рассказы с картинками вместо слов (Приложение №5, тексты с «дырками»
(Приложение №6, тексты с «хвостами» (Приложение №7, «шиворот навыворт» (Приложение №8,составляют рассказы по картинкам (Приложение №9, из слогов слова (Приложение №10). Мы регулярно проговариваем чистоговорки (Приложение №11). В работе использую метод проблемного изложения материала, который дает возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них одноклассникам. Использую упражнения для скорочтения, разработанные учителями начальных классов с большим опытом работы, такие как: чтение чистоговорок шепотом и медленно, тихо и умеренно, а затем громко и быстро; чтение только согласных, чтение согласных только с одной гласной ( например: БАТАМАПАВАЧАФАКАНАШАЛАЖАЗАЦАСА….,складывание слов из половинок. Использую упражнения из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко, упражнения из системы Заика Е. В., Нечаева Н. В., Кудина Г. Н, пытаемся читать перевернутые тексты (Приложение № 12). Кроме того, чтение по ролям способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, умению слышать друг друга и работать в команде. Использую метод предвосхищения событий (по иллюстрации к тексту, по названию); наводящие вопросы, которые помогают добиться связанного восприятия текста («клиповое мышление» у современных детей). В конце учебного года, я предлагаю детям список произведений для летнего чтения (Приложение №13).
Сегодня есть у нас опасения,что у чтения появляются серьезные конкуренты, формируется новое поколение-мультимедийное, пользующееся популярностью у детей. К сожалению, из-за понятных финансовых проблем,глубинка не располагает материальной возможностью противостоять бездумным играм «электронного века чтения», на сегодняшний день предпочтение отдается традиционной стратегии чтения-как главной, изначальной миссии школы. Книга, хотя она и неживая, говорит с нами о разных странах, временах, судьбах. Каждый год я совершенствую свою работу, понимая, что без изюминок не обойтись, иначе уроки превратятся в сухие мероприятия для галочки, использую самые разные формы работы. Здесь и содержательные викторины, познавательные экскурсии в библиотеку, увлекательные игры, поучительные беседы. Время диктует нам свои правила подхода и к традиционным для школ формам работы -урокам. Современный урок-это не просто сухое чтение или пересказ, а сочетание литературы, театральных декораций, эффектов, презентаций, которые помогут привлечь внимание детей и нагляднее раскрыть содержание текста.
Анализируя свою работу, можно сказать, что я двигаюсь в правильном направлении. За время моей работы более половины детей стали читателями сельской библиотеки, техника чтения улучшилась, дети стали выразительнее читать, осознавая смысл прочитанного, увеличился словарный запас. Кроме того, дети участвуют в конкурсах чтения стихов, в олимпиадах. С начала работы по данному направлению мы проводим акцию «Читаем-рисуем», где дети рисуют сюжеты из прочитанных книг.
Ребята стараются быть похожими на положительных героев из добрых сказок и рассказов. Научившись пересказывать тексты и познакомившись с их разными видами, мы приступили к написанию изложений и сочинений.