Елена Амосова
Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образованием Нижнетуринского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой петушок»
«Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников посредством проектной деятельности в совместной работе музыкального руководителя и учителя-логопеда»
Вид продукции: описание передового педагогического опыта
Составители:
музыкальный руководитель
Амосова Елена Валентиновна
первая квалификационная категория,
Публикация «Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах
учитель – логопед
Чащина Анна Александровна
первая квалификационная категория
Свердловская область
Март 2017
Оглавление
Введение…3
1. Основная часть…. 7
1.1. Разработка проекта…8
1.2. Практическая часть…9
1.3. Технология создания проекта : «Моя малая Родина»…11
1.4. Мониторинг навыков выразительного чтения дошкольников…12
2. Заключение…. 17
2.1. Ресурсное обеспечение проекта…. 17
Библиографический список…18
Приложение
Введение
«Читайте стихи, пусть ухо приучится
к гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного,
пусть поэзия действует,
как и музыка»
В. Г. Белинский
Выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса.
Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст. Если человек управляет своим голосом, то он способен выразить свои истинные чувства.
Умение выразительно говорить формируется у детей в течение дошкольного детства, а интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Именно в этом возрасте детям свойственны эмоциональная открытость, особая искренность, острота эмоционального восприятия. Однако работа с детьми показала, что многие из них имеют недостатки в дикции: пропуск отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы. У большинства детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Чтение наизусть стихотворений выявило ряд недостатков: при исполнении стихотворения дети очень не выразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения.
В современном обществе резко снизился уровень речевой культуры. Одним из проявлений сложной ситуации в этой сфере является языковая безграмотность.
Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.
Стало очевидным, что и подготовка детей к школе без обучения культуре и выразительности речи стала малопродуктивна, современному обществу требуются новые подходы к организации образовательного процесса. Поэтому мы решили организовать совместную деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию навыков выразительного чтения у дошкольников через проектную деятельность. Проектная деятельность –это эффективная технология, которая успешно внедряется и дает положительные результаты.
Результаты представлены в нашем общем проекте. Совместный проект на тему : «Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников посредством проектной деятельности в совместной работе музыкального руководителя и учителя - логопеда» состоит из краткосрочных проектов : «8 Марта», «Весна», «Моя малая родина».
Объект исследования: формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования навыков выразительного чтения у дошкольников.
Цель: формирование навыков выразительного чтения у дошкольников через совместную проектную деятельность.
Гипотеза: если организовывать совместную проектную деятельность музыкального руководителя и учителя – логопеда, то уровень сформированности навыков выразительного чтения у дошкольников повысится.
Задачи проекта
Для детей:
- продемонстрировать умение выразительного чтения стихов, эмоционально передавая свои мысли и чувства.
Для педагогов и специалистов:
- изучить литературу по данной теме;
- разработать комплекс мероприятий формирования навыков выразительного чтения у детей;
- определить наиболее целесообразные методы и приемы работы с детьми, способствующие осознанному и выразительному чтению стихотворений;
- создать благоприятные условия для саморазвития ребенка;
-воспитывать литературный вкус;
- привлекать родителей и социальных партнеров к участию в проекте;
- провести мониторинг, разработав критерии по данной теме.
Для родителей:
- помочь детям достигнуть положительных результатов;
- создать совместно с детьми проекты по теме.
Содержание проекта : «Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников посредством проектной деятельности в совместной работе музыкального руководителя и учителя - логопеда» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывает образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
В соответствии с ФГОС ДО определены задачи совместного проекта, которые представлены в каждой образовательной области (таблица № 1).
Таблица № 1
Образовательная область Задачи проекта
Социально-коммуникативное развитие - Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и родителями;
- формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу.
Познавательное развитие - Предполагает развитие любознательности, познавательной мотивации;
- воображения и творческой активности;
- формирование представлений о других людях, объектах окружающего мира, звучании, ритме, темпе, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Речевое развитие - Включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Художественно-эстетическое развитие -Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Физическое развитие - Выполнение упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук;
- развитие артикуляционного аппарата; овладение играми малой подвижности, с правилами.
Технология проектной деятельности является основой, обеспечивающей достижение дошкольниками высоких результатов по выразительному чтению на основе интеграции образовательных областей ФГОС ДО.
1. Основная часть
Проектная деятельность одна из универсальных современных технологий, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Прежде чем, рассматривать особенности обучения дошкольников выразительному чтению посредством проектной деятельности, мы выявили основные теоретические предпосылки:
- выразительное чтение предполагает выработку у дошкольников определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи;
- развитие навыка выразительного чтения - это результат более качественной социализации дошкольников;
- выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее.
Уникальное средство обеспечения сотворчества детей и взрослых - учителя-логопеда и музыкального руководителя – это интегрированные занятия и другие формы организованной образовательной деятельности. Способом реализации личностно - ориентированного подхода к обучению дошкольников выразительному чтению является совместная проектная деятельность педагогов.
Интегрированный метод обучения дошкольников является инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Наш проект – это специально организованный музыкальным руководителем и учителем – логопедом комплекс действий, завершающийся организацией конкурса чтецов (продукта). В проекте отражена коллективная творческая работа педагогов, имеющая социально значимый результат.
Целью проектной деятельности может быть любая тема, развивающая свободную, творческую личность ребёнка, раскрывающая детский потенциал, формирующая навыки выразительного чтения.
1.1. Разработка проекта
Тема: «Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников посредством проектной деятельности в совместной работе музыкального руководителя и учителя - логопеда».
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Тип проекта (таблица № 2).
Таблица № 2
По доминирующей деятельности участников практико-ориентированный
По составу участников групповой
По срокам реализации Долгосрочный (на 3 года)
По содержанию интегрированный
Срок реализации:
2014г. – 2015г. – «8 Марта»
2015г. – 2016г. – «Весна»
2016г. – 2017г. – «Моя малая родина»
Этапы реализации проекта (таблица № 3).
Таблица № 3
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Ценностно-ориентированный Формулирует проблемы, определяет цель и задачи, продукт деятельности. -Вхождение детей в проблему.
-Вживание в игровую ситуацию.
2. Конструктивный Планирует образовательную деятельность, решает задачи по теме.
Организует образовательную деятельность в разных формах. -Вовлечение детей в образовательный процесс посредством разных форм деятельности.
3. Практический Проводит НОД и другие формы образовательной деятельности с дошкольниками.
Консультирует и контролирует педагогов и родителей по теме проекта. -Формирование знаний, умений и навыков по теме проекта.
4. Заключительный Осуществляет подготовку к конкурсу чтецов, оформляет презентации. -Подготовка продукта деятельности.
-Представление продукта деятельности.
1.2. Практическая часть
Результатом совместной проектной деятельности по формированию навыков выразительного чтения у дошкольников являются проекты по следующим темам : «8 Марта», «Весна», «Моя малая родина».
Работая над формированием навыков выразительного чтения у дошкольников, нами используются разные формы работы : непосредственно образовательная деятельность, консультации-практикумы, беседы, экскурсии, развлечения, встречи, конкурсы. Они отражены в таблице № 4.
Таблица № 4
Проекты
Формы
работы «8 марта»
«Весна» «Моя малая родина»
1. С дошкольниками Интегрированная - НОД «В гостях у сказки – «Теремок». Интегрированная - НОД «Весна, весна…». Интегрированная - НОД «С чего начинается Родина?»
Развлечение «Король - чистоговор». Развлечение «Король - чистоговор».
Экскурсия в городской краеведческий музей «Наша малая родина».
Музыкально-поэтический вечер
«Мама, мамочка, мамуля…». Развлечение «Широкая масленица». Музыкально- поэтический вечер «Средь городов и деревень Урала…» с нижнетуринской поэтессой Н. Селиной.
Развлечение «Бабушкины оладушки».
Наблюдение первоцветов «Первый подснежник». Развлечение с детьми «Игралочка» (интерактивные игры на развитие темпа, тембра, ритма, динамики речи).
2. С педагогами Консультация – практикум:
«С чувством, с толком, с расстановкой…» (ч. 1)
Консультация – практикум
«С чувством, с толком, с расстановкой…»
(ч. 2)
Консультация – практикум
«С чувством, с толком, с расстановкой…»
(ч. 3)
Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по разучиванию стихотворений (воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель).
3. С родителями Посещение выставки «Портрет моей мамы» (музыкальный зал). Прогулка по набережной Нижней Туры. Экскурсия по Нижней Туре.
Консультация для родителей. Создание проекта : «Моя мама». Консультация для родителей. Создание проекта : «Признаки весны». Консультация для родителей. Создание проекта : «Любимые места Нижней Туры».
4. С социумом Беседа: «Интересное о празднике «День 8 марта». Встреча с сотрудником библиотеки «Спутник». Тема: «Весна в стихах». Встреча с сотрудником библиотеки «Спутник», Король М. В. Тема: «Моя малая родина».
5. Итог проектной деятельности Конкурс чтецов «8 Марта».
Конкурс чтецов «Весна, весна».
Конкурс чтецов «Моя малая родина».
1.3. Технология создания проекта : «Моя малая Родина»
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель, учитель -логопед, музыкальный руководитель.
Руководители проекта
Музыкальный руководитель - Амосова Елена Валентиновна, учитель -логопед - Чащина Анна Александровна, воспитатель – Криулина Жанна Альбертовна.
В проектной деятельности ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении темы проекта, рассказывать (представлять продукт своей деятельности, выбирать определенный вид деятельности. Педагог готовит предварительный план решения проблемы.
Цель проекта
Формирование умения дошкольников эмоционально и выразительно владеть речью, читая стихи, посвященные малой родине.
Задачи:
- развивать артикуляционный аппарат через комплексы артикуляционных упражнений, работать над дикцией, тембром, темпом и ритмом;
- развивать у детей представление о городе, в котором мы живём;
- прививать чувство любви и гордости к своей малой родине.
Таблица № 5.
Название
детского
проекта Интеграция образовательных областей Технология работы над детскими проектами
«Моя малая родина» Социально-коммуникативное развитие:
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и родителями;
- Познавательное развитие:
- Предполагает развитие любознательности, познавательной мотивации;
- формирование представлений о других людях, объектах окружающего мира, звучании, ритме, темпе, о малой родине
Речевое развитие:
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи;
-развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Художественно-эстетическое развитие:
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
Физическое развитие:
- развитие артикуляционного аппарата. - Сбор материала о любимых местах Нижней Туры (фото).
- Сочинение стихотворения о Нижней Туре (с помощью родителей).
- Создание рисунка к стихотворению.
- Выразительное чтение сочиненного стихотворения.
- Обмен впечатлениями по работе над проектом (совместно с родителями).
- Презентация своего проекта ребенком.
1.4. Мониторинг навыков выразительного чтения дошкольников
Тема «Моя малая родина»
Система критериев и показателей сформированности навыков выразительного чтения разработана в соответствии:
- ФГОС ДО;
- речевой картой для обследования ребенка дошкольного возраста О. И. Крупенчук;
- методикой выразительного чтения Завадской Т. Ф.
Методы сбора информации :
- наблюдение в НОД
- беседы: индивидуальная и подгрупповая.
Показатели:
1балл – уровень не сформирован
2 балла – в стадии формирования
3 балла – сформирован
Сентябрь, 2016 г.
Таблица № 6
Критерии
Ф. И. 1. Артикуляция, дикция 2. Интонация и темп речи 3. Тембр и сила голоса 4. Исполнительское мастерство, выразительность речи 5.
Понимание участником содержания произведения 6. Итог
1. Ксюша Б. 1 2 2 2 2 9
2. Маша Б. 1 2 2 2 2 9
3. Люда Г. 1 1 1 1 1 5
4. Матвей Г. 1 1 1 1 1 5
5. Лев И. 3 2 3 3 2 13
6. Лиза К. 3 2 3 3 2 13
7. Максим К. 1 1 1 1 1 5
8. Полина Л. 2 1 3 2 1 9
9. Кирилл Л. 2 1 3 2 1 9
10. Саша П. 2 3 3 2 2 12
11. Женя Ф. 1 1 1 1 1 5
12. Кира Ф. 3 3 3 2 2 13
13. Юля Х. 2 2 3 2 1 8
14. Алеша Ч. 2 2 3 2 2 11
15. Ева Ш. 1 2 2 2 2 9
16. Федор Ш. 1 2 2 2 2 9
Показатели сформированности навыков выразительного чтения у дошкольников :
От 1 баллов до 5 баллов – уровень не сформирован.
От 6 баллов до 10 баллов – уровень в стадии формирования.
От 11 баллов до 15 баллов – уровень сформирован.
-Уровень не сформирован – 4 ч. - 25 %
-Уровень в стадии формирования – 7 ч. - 44 %
-Уровень сформирован – 5 ч. –31 %
-Качество несформированности навыков выразительного чтения наблюдается у 4 детей. Эти дети имеют ОНР III уровня, дизартрию в анамнезе, голосовые связки не сформированы, не держат звук, голосовой аппарат малоподвижен, артикуляционный аппарат недостаточно развит. С этими детьми планируется индивидуальная работа по развитию данных навыков.
-Качество в стадии формирования навыков выразительного чтения наблюдается у 7 детей. У этих детей нет яркой выразительности и эмоциональности при исполнении стихотворений, но они понимают содержание стихотворения. У нихнедостаточно развит артикуляционный аппарат, отмечается неправильный выдох, речь невнятная, они не выдерживают темп и ритм стихотворения. С этими детьми планируется индивидуальная работа по формированию правильного выдоха, развитию мышц артикуляционного аппарата и темпо-ритмическому развитию.
-Качество сформированности навыков выразительного чтения у 5 детей. Эти дети выразительно читают стихи, понимают содержание стихотворения; эмоционально, артистично передают образ, у них правильный ритм, темп, тембр, динамика; развит артикуляционный аппарат, правильный выдох.
Март, 2017 г.
Таблица № 7
Критерии
Ф. И. 1. Артикуляция, дикция 2. Интонация и темп речи 3. Тембр и сила голоса 4. Исполнительское мастерство, выразительность речи 5.
Понимание участником содержания произведения 6. Итог
1. Ксюша Б. 3 3 3 3 3 15
2. Маша Б. 2 2 2 2 2 10
3. Люда Г. 2 2 2 2 1 9
4. Матвей Г. 2 2 2 1 1 8
5. Лев И. 3 3 3 3 3 15
6. Лиза К. 3 3 3 3 3 15
7. Максим К. 2 1 2 2 2 9
8. Полина Л. 2 2 2 2 2 10
9. Кирилл Л. 2 2 2 2 2 10
10. Саша П. 3 3 3 3 3 15
11. Женя Ф. 1 1 1 1 1 5
12. Кира Ф. 3 3 3 3 3 15
13. Юля Х. 3 3 3 3 2 14
14. Алеша Ч. 3 3 3 2 2 13
15. Ева Ш. 3 3 3 3 3 15
16. Федор Ш. 2 2 3 3 2 12
Показатели сформированности навыков выразительного чтения дошкольников :
От 1 баллов до 5 баллов – уровень не сформирован.
От 6 баллов до 10 баллов – уровень в стадии формирования.
От 11 баллов до 15 баллов – уровень сформирован.
-Уровень не сформирован – 1 ч. - 6 %
-Уровень в стадии формирования – 6 ч. - 38 %
-Уровень сформирован – 9 ч. – 56 %
-Качество несформированности навыков выразительного чтения наблюдается у 1ребенка. Он имеют ОНР III уровня, дизартрию в анамнезе, неправильный выдох, нарушено звукопроизношение 2 групп звуков, не понимает смысла произведений, не ориентируется в темпе, динамике, ритме, нет выразительности, артистизма в передаче образа. С этим ребенком планируется дальнейшая индивидуальная работа по развитию несформированных навыков. Для родителей запланированы индивидуальные консультации.
- Качество в стадии формирования навыков выразительного чтения наблюдается у 6 детей. У этих детей отмечается положительная динамика в развитии артикуляционного аппарата, они правильно выдерживают темп и ритм стихотворения, но затрудняются эмоционально передать образ. С этими детьми планируется индивидуальная работа по развитию эмоционального фона.
- Качество сформированности навыков выразительного чтения наблюдается у 9 детей.
Динамика качества сформированности навыков выразительного чтения у дошкольников составила за год :
-Уровень не сформирован Показатели понизились на 9%
-Уровень в стадии формирования Показатели понизились на 6 %
-Уровень сформирован Показатели повысились на 25%
Продукты проекта «Моя малая родина»
• Для детей:
- выразительное чтение стихотворений на конкурсе «Моя малая родина»;
- презентация проектов по теме «Моя малая родина».
• Для педагогов и специалистов:
- организация и проведение конкурса чтецов «Моя малая родина»;
- создание презентации по теме «Моя малая родина».
• Для родителей:
- помощь детям в оформлении проектов : «Моя малая родина».
2. Заключение
Согласно ФГОС ДО проект опирается на целевые ориентиры: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в выразительном чтении стихов, исполнении песен, общении.
В результате внедренной нами технологии совместной проектной деятельности (музыкальный руководитель – учитель-логопед) у дошкольников сформировались способности эмоционально, артистично, интонационно выразительно читать стихотворения; исполнять ритмично, в соответствии с частями музыки, песни и танцевальные композиции.
Самооценка проекта
• Цель проекта достигнута.
• Проект имеет практико-ориентированный характер; передовой педагогический опыт, описанный нами, может быть использован педагогами других ДОУ.
• Тема проекта «Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников посредством проектной деятельности в совместной работе музыкального руководителя и учителя-логопеда» актуальна для педагогов ДОУ; ей присуща новизна; проблема, лежащая в основе проекта, связана с реальной жизнью.
• Разработаны и реализованы краткосрочные проекты : «8 марта», «Весна», «Моя малая родина».
• Разработаны критерии оценки навыков выразительного чтения у дошкольников.
• Представлен диагностический инструментарий для выявления навыков выразительного чтения у дошкольников.
2.1. Ресурсное обеспечение проекта
Научно-методическое:
- создание дидактических и методических материалов по теме;
- создание информационно-методического обеспечения;
-использование мультимедийного оборудования;
- разработка методических консультаций по ходу реализации проекта;
-оснащение родителей методическими рекомендациями по составлению проектов по теме «Моя малая родина».
Информационное :
- развитие сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами.
Материально-техническое обеспечение:
-компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, музыкальный центр с USB, ноутбук.
Библиография
1. Буйко В. «Чудо-обучайка». - Екатеринбург, 2007.
2. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. - М. : Просвещение, 1986.
3. Завадская Т. Ф. Методика выразительного чтения. - М. : Просвещение, 1977
4. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Подготовительная группа. – СПб. :«Композитор», 2009.
5. Куликовская Т. А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках».— М. : 2007.
6. Образовательная программа МБДОУ детский сад «Золотой петушок»
7. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. М. : Просвещение, 1976.
8. Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения». - М. : 2014
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
10. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.
11. adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_010413.shtml
12.nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie. /igry-uprazhneniya-na-razvitie-vyrazitelnosti-rech