Наталья Альбицкая
Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Труд детей в детском саду многообразен. Значение отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаково. Виды труда детей дошкольного возраста и его содержание указаны в «Программе воспитания в детском саду», поэтому нетрудно предусмотреть содержание предстоящих заданий в календарном плане. Гораздо сложнее определить воспитательные задачи, которые будут решаться в процессе их деятельности. Ведь результат труда зависит не только от наличия тех или иных навыков, но и от умения прилагать усилия, волю, старание. Если это забывается, труд остается, по выражению А. С. Макаренко, нейтральным процессом, не оказывающим влияния на нравственное воспитание детей.
Публикация «Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников – одна из наиболее важных задач педагога детского сада. Постоянным видом труда дошкольников является самообслуживание. Несмотря на его будничность, отсутствие видимых результатов, он является важным средством воспитания трудолюбия. Самообслуживание направлено на уход за собой (одевание, раздевание, умывание, уборка постелей, подготовка рабочего места и т. д.) В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми, самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Мы работаем на разновозрастной группе детей с задержкой психического развития. Дети четырех и пяти лет были набраны в августе 2012 года из разных детских садов, несколько детей не посещали детский сад вообще. У наших детей самообслуживание связано с определенными трудностями. Недостаточное развитие мускулатуры пальцев приводит к затруднению при застегивании и расстегивании пуговиц, пряжек, замков, завязывании шнурков. Сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость и утомляемость тормозит процесс формирования навыков самообслуживания и порой вызывает у наших детей нежелание выполнять необходимые действия.
При формировании разнообразных форм самообслуживающего труда параллельно решаются и другие задачи: расширение представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорное воспитание, развитие речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
В руководстве самообслуживанием, формируя самые элементарные трудовые навыки, мы учитываем решение воспитательных задач и используем следующие методы:
Детальный показ каждого элементарного действия и их последовательности.
Обучая ребенка правильно умываться, мы прививаем умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах показывали и объясняли самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, хорошо намылить, смыть пену, насухо вытереть, сняв полотенце с крючка и т. д.) Позже, когда у детей образовались отдельные умения, усложняли требования –учили открывать и закрывать кран, регулировать напор воды. Чтобы у детей не пропадал интерес, старались создать хорошее настроение, используя потешки, игровые приемы. Не забывали и о таких эффективных приемах, как поощрение и подбадривание. Они дают ребенку чувство уверенности, что он может сам, что - то сделать, побуждает к проявлению усилий, самостоятельности. При обучении приемам умывания, одевания, уборки игрушек мы сохраняем неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Показываем и объясняем многократно, что и как делать. Для того чтобы дети научились правильно одеваться, складывать свои вещи, важно, чтобы они хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Так образуется необходимый навык, прочное умение. Мы учим малышей не только правильно одеваться, раздеваться, но и воспитываем стремление к самостоятельности, опрятности, бережному обращению с вещами, умению доводить дело до конца. Стараемся не оставлять без внимания случаи, если ребенок не вывернул колготки или кофту на лицевую сторону, не положил сушиться варежки на батарею, с помощью наводящих вопросов подводим к пониманию того, почему так делать нельзя, к чему это может привести (на следующую прогулку придется дольше одеваться, так как нужно будет вывернуть вещи, другие дети будут ждать и меньше погуляют и т. д.)
По мере формирования навыков мы используем метод общего напоминания. Например: «Надень колготки правильно, как я тебя учила» «Вспомни, как проверить правильно ли обуваешь туфельки»
В выборе методических приемов мы учитывали степень новизны поставленной перед детьми задачи. Если задание не знакомо или мало знакомо используем объяснение и практический показ приемов его реализации. Такая необходимость возникает постоянно, с возрастанием круга заданий по самообслуживанию.
Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, преодолевать трудности, добиваться результата. Поскольку у нас в группе дети разного возраста мы ставим перед старшими детьми задачу по оказанию помощи при одевании младшим детям. Даем задания: «Даша, подскажи Вадику, как правильно обуть сапожки», «Помоги развязать шарф сзади, он сам не сможет» Подобные задания помогают детям сформировать достаточно высокий уровень самостоятельности. Мы учим детей самих оценивать свои достижения в самообслуживании и исправлять недостатки, а так же замечать успехи других детей.
Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качества его реализации. Понимание детьми необходимости овладения такими умениями, что особенно важно для дошкольников с задержкой психического развития, обусловливает их заинтересованность, стремление к правильному выполнению действий.
В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований всех педагогов работающих с детьми, а так же родителей. Очень часто приходиться наблюдать как родители утром сами раздевают детей, так как торопятся на работу и нам приходиться просить и убеждать их не делать этого, так как дети потом ждут того же от воспитателей, отказываются одеваться самостоятельно.
Соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов (умывания, одевания, еды) очень важно при организации самообслуживания.
Закреплению навыков самообслуживания в нашей группе способствует так же создание специальной материальной среды (кабинки для одежды с полочками и крючками на соответствующем уровне, полки обуви, наличие зеркал, расчесок и т. д.) Также мы работаем с родителями, чтобы они покупали одежду для своих детей без мелких застежек, легкую в одевании и раздевании, обувь на липучках, без шнурков, тогда процесс самообслуживания протекает легче, дети меньше просят о помощи, так как справляются самостоятельно.
В ходе трудовой подготовки у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и другие; в труде формируется целенаправленность и самостоятельность; труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы, что способствует дальнейшему воспитанию положительных личностных качеств.