Екатерина Москаленко
Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности по программе «Вдохновение»
Здравствуйте, уважаемы коллеги. Сегодня я вам хочу рассказать о педагогической идеи «Детская философия» и строится она на приеме «Беседа-рассуждение, это особая форма соконструктивного диалога или соконструктивной коммуникации, в которой и дети и взрослые одинаково активны. Это форма общения-диалога «беседа-рассуждение» способствует социально-коммуникативному, умственному и речевому развитию, и реализуется она в рамках программы ООП «Вдохновение». Программа «Вдохновение» направлена на развитие самостоятельности и активности каждого ребенка и предполагает отсутствие строгих рамок образовательного процесса, поэтому вся деятельность строится от интереса ребенка и направлена на его постоянное развитие. Так как дети у меня маленькие мы его называем ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ его деятельность предполагает 3 составляющих:
Публикация «Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности по программе „Вдохновение“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. утренний сбор
2 работа в центрах активности
3. итоговый сбор
Цель утреннего сбора - создание комфортного социально- психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками. В структуру утреннего круга входит: приветствие, работа с календарем природы, обсуждение темы проекта, где мы, выслушав все предложения детей, приходим к единому мнению, затем используя метод 3-х вопросов (что мы знаем, что мы хотим узнать, что можно сделать, что бы узнать) выясняем какие знания дети имеют по выбранной теме. (на примере темы "Дружная семья)
Для реализации образовательного процесса в группе составляется план-«паутинка», в котором отражается содержание деятельности в центрах активности. При планировании мы заранее определяем наиболее «сложный» центр, где может потребоваться помощь взрослого. Как правило, это центры математики, экспериментирования, затем происходит выбор центров активности. В процессе работы, педагог может перемещаться между центрами. Обычно дети сами сигнализируют о необходимости участия взрослого.
Целью работы в центрах активности является приобретение самостоятельного развивающего опыта. Мы ведем мониторинг центров которые выбирают дети. Это позволяет наблюдать за выбором предпочтений детей, а также скорректировать деятельность детей в различных видах деятельности. Наполнение центров активности меняется в зависимости от темы недели. Задачей педагога является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Здесь, конечно, не обойтись без помощи родителей. Их активное участие способствует эффективному педагогическому процессу и делает детский сад открытой системой, дающей возможность всем участникам педагогического процесса проявить инициативу.
Основная задача итогового сбора – это анализ деятельности детей : что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. На итоговый сбор дети приносят из центров все то, что они успели сделать, - рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. Дети делятся своей проделанной работой. На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился. В итоговом сборе используется технология 5-ти пальцев. Она дает возможность оценить активность каждого ребенка в центрах.
1. Расскажите мизинчику, что нового вы сегодня узнали?
2. Расскажите безымянному пальчику, что сегодня сделали?
3. Расскажите среднему пальчику, какое было ваше настроение?
4. Расскажите указательному пальчику, чем вы помогли друг другу?
5. Расскажите большому пальчику, что вы сделали для своего здоровья?