Любовь Викторова
Исследование особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Исследование особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности " Викторова Любовь Ивановна
Текст статьи:
Аннотация: В статье рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Ключевые слова: общение, игра, игровое общение, коммуникация
Публикация «Исследование особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель нашего исследования проанализировать особенности общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования : у большинства детей старшего дошкольного возраста сформированность общения в игровой деятельности находится на среднем уровне.
В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие общения в психологической литературе.
2. Изучить понятие и особенности игры в старшем дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности общения в процессе игры старших дошкольников.
4. Провести диагностику особенностей общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
5. Разработать методические рекомендации по улучшению общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе изучались теоретические основы особенностей общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
На втором этапе проводилась диагностика особенностей общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
На третьем этапе разрабатывались методические рекомендации по улучшению общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Активные изменения, происходящие в современном образовании, стандартизация дошкольного образование требуют творческого переосмысления работы педагога и деятельности дошкольной образовательной организации. Одной из таких задач является развитие общения детей в процессе игровой деятельности. Особую остроту проблема приобретает в связи с ростом нарушений речи у детей, что требует внедрения коррекционных и профилактических мероприятий по формированию детской речи и, следовательно, процесса общения. Однако и у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений, часто снижены коммуникативные качества, не достаточен словарный запас. Все это приводит к проблемам формирования общения у дошкольников.
Общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
Ведущей формой игры в дошкольном возрасте являются сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра - это посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых.
Игра является одним из ведущих видов деятельности для ребенка дошкольного возраста. Она является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире. Именно в дошкольном возрасте разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра, в которой происходит воспроизведение детьми взрослого мира.
Знание различных видов игры, их специфики, технологии проведения позволяет использовать все ее функции: воспитательную, развивающую, обучающую, организаторскую, коррекционную, реабилитационную, функцию саморазвития.
Социальным процессом является игра, основная составляющая которой - явления окружающей действительности. Благодаря этому дети, играя, получают социальный опыт, в результате чего они в интересной форме изучают большой круг явлений окружающей действительности. Очень важно определить, какие события окружающего мира приоритетны для детского ознакомления, чтобы те знания, которые получают дети об окружающей действительности, отражались в игре.
Рассматривая особенность игр в дошкольном возрасте, отметим, что у детей игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть. Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. С помощью игр у детей происходит и развитие физических способностей : ловкость, внимание, реакция, пластичность, вестибулярный аппарат. Благодаря играм дети получают навыки морального и эстетического поведения в обществе, приобщаются к жизни в обществе, учатся самостоятельности.
Игра является незаменимым средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Соблюдение игровых правил способствует воспитанию гуманных взаимоотношений, проявлению чуткого отношения к сверстникам, воспитываются такие личностные качества, как справедливость, оказание помощи, коллективизм. Дидактические игры решают задачи эстетического воспитания дошкольников : посредством дидактических игр совершенствуются движения дошкольников, выразительность речи, развивается фантазия, воображение, творческие способности, происходит яркая, проникновенная передача образа.
Данное исследование выполнено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 8» г. Агрыз. В исследовании испытуемые – 20 детей в возрасте 5-6 лет, из них 60% девочки и 40% мальчики.
В качестве метода определения уровня и особенностей общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности было применено наблюдение. Как критерии оценивания уровня и особенностей общения детей были взяты уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д. Б. Эльконину. Исходя из уровней, выделенных Д. Б. Элькониным, нами были определены показатели уровней развития общения в процессе игровой деятельности для старшей группы. Они были разделены на 3 уровня – низкий, средний и высокий.
В ходе наблюдения за детьми в игровой деятельности было отмечено следующие особенности.
У 5% детей выявлен высокий уровень развития общения в процессе игровой деятельности. Их коммуникативные умения и навыки развиты на высоком уровне, эти дети самостоятельно проявляют интерес к общению в процессе игровой деятельности.
У 70% детей выявлен средний уровень развития общения в процессе игровой деятельности. Их коммуникативные умения и навыки развиты на среднем уровне и проявляются при создании педагогом игровой ситуации или с помощью взрослого.
У 25% детей выявлен низкий уровень развития общения в процессе игровой деятельности. Их коммуникативные умения, навыки развиты достаточно слабо как в самостоятельной игре, так и в экспериментальной игровой ситуации.
Уровень детей, общения в процессе игровой деятельности был оценен как высокий, с легкостью играют в игры с разными ролями, а не с одной. Они реализуют целые цепочки игровых диалогов и ролей, связанных с осуществлением многообразных игровых ролей. Дети легко и с удовольствием включаются в парное ролевое общение с другим ребенком, однако они первыми четко обозначают свою роль и предлагают партнёру только дополнительную. Также они первыми обычно начинают игровой ролевой диалог со сверстниками, часто имитируют ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей.
Уровень детей развития общения в процессе игровой деятельности был оценен как низкий, способны сами выстроить цепочку связанных осмысленных коммуникативных действий, но в их общении часто преобладают стереотипные наигранные сюжеты, многократное повторение отдельных диалогов с сюжетной игрушкой. Их общение носит скорее пассивный характер.
Исходя из результатов диагностики уровня развития общения в процессе игровой деятельности, можно сделать вывод о том, что у большинства детей (70%) выявлен средний уровень развития общения в процессе игровой деятельности. Однако количество детей с низким уровнем развития общения в процессе игровой деятельности также велико – 25%. Это говорит о том, что общение в процессе игровой деятельности развито на среднем уровне.
Список литературы:
1. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - Форум, 2014. - 144 с.
2. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 2014. – 317 с.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2014. - 174 с.
4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М. : Просвещение, 2015. – 195 с.
5. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников. - М. : Просвещение, 2013. – 332 с.
6. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 360 с.