Светлана Коротич
Развитие навыков самообслуживания и соблюдения культурно-гигиенических норм у детей от 1,5–2,5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Прошло ровно 2 месяца как наш детский сад снова открыл двери для маленьких воспитанников. Вместе нам с малышами и их родителями, предстоит преодолеть много трудностей и радоваться нашим совместным достижениям. Познакомившись с нашей детворой, мы столкнулись с некоторыми проблемами. Не секрет, что у маленьких детей отсутствуют элементарные навыки самообслуживания : малыши не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, кушать ложкой. В современном мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, большинство родителей раздевают и переобувают ребенка сами. Родителям проще сделать всё за детей, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, и детям не предоставляется самостоятельность.
Публикация «Развитие навыков самообслуживания и соблюдения культурно-гигиенических норм у детей от 1,5–2,5 лет» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Результатом такого поведения родителей становится снижения у ребёнка интереса к овладению культурно - гигиеническими навыками и желание выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.
Поэтому мы разработали подбор педагогических приемов и технологий для развития у младших дошкольников самостоятельности и развития культурно-гигиенических навыков.
Наши актуальные основные задачи на сегодня:
- научить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность в действиях,
-учить знать назначение бытовых предметов (ложка, расческа и т. д.) и применять по назначению,
-формировать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур,
-воспитывать желание у детей выглядеть чистым, аккуратным и опрятным,
-повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, путем взаимодействия с воспитателем.
В раннем возрасте появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми мы стараемся, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным. Поэтому мытье рук и лица обязательно сопровождаем потешками или стихами " Водичка, водичка- умой наше личико. "; "Кран откройся, нос умойся. " Малыши охотно повторяют за воспитателем знакомые строки, самостоятельно моют руки и лицо, при этом любят похвалиться какими чистыми они стали. Процесс вытирания рук полотенцем тоже становится настоящим испытанием, ведь нужно найти нужное полотенце среди множества других. В этом нам помогает маркировка в виде картинок. Ребенок запоминает свою картинку возле полотенца и знает, что это именно то, что он искал. Детские горшки и шкафы в раздевалке, промаркированы такими же картинками, а также двери шкафов покрашены в разные цвета, чтобы детям было легче ориентироваться.
Детский сад - это настоящие испытание для ребенка и родителей в период адаптации, которая во многом зависит от того как развиты навыки самообслуживания у детей. Если малыш не умеет самостоятельно кушать ложкой, пить из кружки, мыть руки и одеваться -несомненно ему будет трудно. Конечно на помощь всегда придут воспитатели, но очень важно чтобы ребенок это делал сам.
Маленьким детям особенно важно каждое действие неоднократно проговаривать, вещи называть своими именами. Постепенно дети включаются в работу и стараются самостоятельно одеть вещи, некоторые даже начинают сердится, чтобы воспитатель не помогал. Такого рода проявление самостоятельности мы стараемся поддержать в ребенке, обязательно хвалим малыша, ведь это настоящий труд.
Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков работу осуществляюем в двух формах: индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой (на занятиях, в дидактических играх, беседах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры)
Навыки самообслуживания тесно связаны с мелкой моторикой, поэтому включаем в работу подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики (мозаика, шнуровка, конструктор и т. д.)
Для индивидуальных занятий с детьми, с целью углубленного изучения материала используем деревянные пазлы «Оденем Мишу», пальчиковые игры с сыпучим материалом и глиной, «Веселые резиночки», «Лучики для солнышка», «Туфельки поссорились», «Смешарики», мягкие игрушки на развитие мелкой моторики по технологии М. Монтессори (с застежками, с кнопками, с молниями, пуговицами, шнурками);регулярно проводим пальчиковые игры со стихами и песенками, которые очень нравятся детям.
Тесное сотрудничество с родителями является залогом успешной работы, поэтому в нашей группе используются следующие формы:
-родительское собрание: «Воспитание самообслуживания у детей дома».
-выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша - растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка - чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса».
-индивидуальные рекомендации по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дома.
-папка с консультациями и рекомендациями: «Воспитание КГН у малышей», «Как научить малыша кушать», «Воспитание культуры поведения малышей в семье и ДОУ», «Как научить ребёнка одеваться», «Моем руки правильно»,
папки-передвижки:
«Культурно-гигиенические навыки»
«Как научить ребенка одеваться».
Выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности (убираем игрушки, сбор бросового материала).
Итак подведем итоги нашей работы за два месяца. Дети комфортно чувствуют себя в группе; организованно ведут себя в группе и туалетной комнате, самостоятельно моют руки и лицо, используют индивидуальное полотенце и горшок; умеют организованно сидеть на стульях во время занятий и приема пищи, самостоятельно кушать и пить из кружки; частично одеваться и надевать обувь. Особенно сложно научить выходить малышей на прогулку парами. Вне помещения внимание детей становится рассредоточенным, и дети начинаются расходится в разные стороны. Тут тоже пришлось преодолевать эту проблему. Поэтому мы изготовили разноцветную веревочку и пришили к ней петли для каждого малыша. Таким образом дети держатся за свою петельку и даже если они отвлекаются и смотрят по сторонам -это не страшно. У детей хорошо развит "хватательный рефлекс", они крепко держатся за свою петличку и мы гордо и организованно выходим гулять.
Впереди у нас еще очень много работы, но мы очень гордимся нашими достижениями за столь короткое время!