Светлана Мельникова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается комплекс медико-гигиенических и социально-психических характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества. Одним из основных путей решения этой проблемы, является целенаправленное воспитание с детства разумного отношения к здоровью.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
По данным статистики, если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых, лежащее в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений в развитии ребёнка может уменьшиться более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно.
«Здоровье детей - это будущее нашей страны». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.
В структуре патологической поражённости детей ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (нарушение осанки, плоскостопие, нервно-психические расстройства, болезни органов пищеварения и дыхания. Перечисляя факты нездоровья подрастающего поколения, мы обычно забываем еще об одном, весьма существенном. Это неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сохранения здоровья. У детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской среде различных форм саморазрушающего поведения. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Решить эту проблему, можно только объединив усилия семьи, воспитателей детского сада, медицинских работников и самого ребёнка в борьбе за здоровье.
Современные программы воспитания и обучения в детском саду обеспечивают целенаправленность в работе по здоровьесбережению детей. На первое место они выдвигают формирование здорового образа жизни. Врачами и педагогами разработаны содержание и методика гигиенического обучения детей, которая дифференцируется в зависимости от возраста ребёнка. Известно, что самые прочные привычки, формируется в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности. На современном этапе развития системы дошкольного образования, это направление становится все более значимым.
Гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни.
Проблема: При формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста воспитатели уделяют недостаточно внимания этому вопросу, мало разработано методических пособий, поэтому возникает необходимость разработки программы мероприятий, в которой учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста, используются различные формы работы, методы и приемы
Цель исследования: Изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс формирования культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Формы, методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза исследования: Процесс формирования у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков будет эффективным, если педагогическая работа с детьми будет осуществляться воспитателем с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, последовательно, систематично, с использованием различных форм, методов и приемов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать программу формирования культурно-гигиенических навыков.
4. Проверить эффективность разработанной программы.
5. Разработать рекомендации для воспитателей.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ, систематизация знаний, обобщение.
2. Практический: наблюдение, беседы, педагогический эксперимент.
орая глава посвящена экспериментально-практической работе с детьми старшего дошкольного возраста и включает в себя диагностические исследования сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков», разработку программы формирования культурно-гигиенических навыков и проверку ее эффективности.
Работа содержит 5 таблиц и проиллюстрирована 8 рисунками.
Работа имеет приложение и список литературы из 55 изданий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
У РЕБЁНКА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
1.1. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни
Черты здоровой личности:
· способность к тёплым, сердечным социальным отношениям;
· способность к самопознанию и наличие чувства юмора;
· наличие цельной жизненной философии;
· реалистичность, восприятие и способность к адекватной самооценке;
· доверие к самому себе;
· внутренняя свобода и соответствующая ей естественность поведения;
· креативность;
· автономность;
· способность к применению ответственности и самоуправлению.
Истоки зарождаются в дошкольном детстве и формируются на основе любви к семье и близким, дружелюбного отношения к сверстникам. Дети умеют радоваться жизни, видеть необычное в обычном, а взрослые должны поддерживать в них эту способность. Детям в большей степени присуща естественность поведения, и внутренняя свобода от всяких условий.
Любознательность, желание знать всё и обо всём тоже заложено в детях с рождения. В младенческом возрасте ребёнок не способен управлять своей психикой. Адаптация ребёнка к внешней среде идёт через развитие его психики. Навыки психической саморегуляции начинаются с сенсорно - персептивных и двигательных процессов. Процессы самоуправления лежат в основе становления личности. Самоуправление для ребёнка - это решение вопросов о том, что и как делать.
Бережное отношение к здоровью издавна транслировалось детям в виде устных правил, религиозных норм. Народная мудрость через века дошла до нас в форме пословиц и поговорок: «Здоровье всему голова», «Сон дороже лекаря», «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле». Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личность. Вначале это отношение проявляется в форме любопытства и страха, которые появляются в связи с манипуляциями, которые проделывают с ними взрослые (взвешивание, измерение роста, прививки, измерение температуры).
По мере накопления опыта болезней и проведение лечебных процедур страх уступает место тревоге, беспокойству. Конечно, отношение ребёнка к болезни индивидуально, но во многом зависит от поведения родителей и других близких. Фундамент здоровья ребёнка закладывается в семье. У беспокойных родителей дети часто боязливые, беспокойные. Если же родители небрежно относятся к своему здоровью, то и дети также, чаще всего, будут относиться к своему здоровью. Многие родители из-за такой культуры и небрежного отношения к здоровью ребёнка не выполняют даже элементарных гигиенических правил.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Здоровье детей - будущее нашей страны, основа её национальной безопасности.
Дети в младшем дошкольном возрасте понимают, что такое болезнь, но выразить, что такое здоровье не могут. Поэтому и отношения у них практически нет.
В среднем возрасте понятие о здоровье - это «нет болезни». Отношение к болезни у большинства детей негативное. Что значит «чувствовать себя здоровым» и «быть здоровым» они объяснить не могут. Отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. Но большинство детей в этом возрасте знают, что нужно делать, чтобы не болеть (не мочить ноги, не есть снег). Они осознают угрозу здоровью со стороны окружающей среды (холодно, дождь, ветер, снег) и от своих действий (промочил ноги, ел снег).
В старшем дошкольном возрасте, благодаря приобретённому опыту, отношение к здоровью меняется. Но часто наблюдается смешивание понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый», как не большой. В этом возрасте дети, но прежнему соотносят здоровье с болезнью, но четко определяют угрозу здоровью от своих действий (нельзя есть грязными руками, надо мыть овощи, фрукты) и от внешней среды. Дети, которых правильно воспитывают, соотносят понятия «здоровье» с выполнением правил личной гигиены, а занятие утренней гимнастикой и физкультурой - укреплением здоровья. В этом возрасте интуитивно начинают выделять вредные компоненты (там громко кричали, что уши заболели; там так все много курят, что в горле стало горько). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, отношение к нему у детей старшего возраста остаётся достаточно пассивным.
Причины такого отношения: недостаток у детей необходимых знаний, неосознание опасности нездорового поведения человека для сохранения здоровья.
При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой и соблюдении режима для отношения детей к своему здоровью существенно меняется.
Таким образом, формирование положительного отношения к своему здоровью становиться основой для формирования, в дальнейшем, потребности в здоровом образе жизни.
Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670, положивший начало развитию научной педагогики, уделял большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Книга о воспитании детей «Материнская школа», написанная Я. А. Коменским, является первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию.
Я. А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.». Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей.
Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н. М. Щелованов, Е. А. Аркин и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми.
Известный отечественный физиолог Павлов И. П., проводя опыты с собаками выяснил, что если у собаки выработать ряд рефлексов на разные раздражители, которые повторяются в определенной последовательности, то со временем животное воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчивое закрепление определенной последовательности реакций называется динамическим стереотипом. Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности.
Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга — системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стереотип — закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков) : привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т. д. И. П. Павлов показал, что организм – это единое целое. Органы и части организма находятся между собой и окружающей средой во взаимосвязи, испытывают на себе её воздействие. Приобретение культурно–гигиенических навыков связано с осознанием способов их осуществления, т. е. последовательности их выполнения, а также необходимости их выполнять. В этом ребенку помогает правильный режим дня.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».[37, 58]
Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.
Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.
Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся педагог А. С. Макаренко. Он считал, что режим – это средство воспитания, правильный режим должен отмечаться определённостью, точностью и не допускать исключений.
А самое главное по режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки у старших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, что возрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль в режиме дня.
Исследователи проблемы Виноградова Н. Ф. и Белостоцкая Е. М. считали, что «режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, у ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления».
Таким образом наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.
1.2. Психолого-педагогические особенности
детей дошкольного возраста
Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т. д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.
С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.
Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными – наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.
Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет (ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр., а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков : одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить» - считают Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина.
Освоение культурно-гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым и маленькому брату! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т. д.
Первоначально ребенок замечает причинно-следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт малыша.