Ирина Юрьевна Смирнова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с использованием фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение научно-методической литературы, а также психолого-педагогических особенностей детей раннего возраста показало, что именно воз-раст от года до 3 лет является самым благоприятным периодом для формирования гигиенических навыков, навыков самообслуживания и культуры поведения. Именно в этом возрасте многие дети приходят в детский сад, проводят там большую часть времени, следовательно, основная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста ложится на детский сад.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с использованием фольклора» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Ценность раннего обучения давно подмечена народом. Русской народной культуре характерно стремление дать детям основные ориентиры, как можно раньше, задолго до того, как дети начнут осваивать мир самостоятельно. Наши предки оставили богатое литературное наследие: чудесные детские произведения – колыбельные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, которые обеспечивают разностороннее развитие детей. «В потешках, песенках отражена сущность раннего детства; видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малютки – без лукавства и фальши» [25].
Произведения русского фольклора восхищают своим глубоким содержанием. Устное народное творчество имеет долгую историю, оно возникло в далёкой древности, когда ещё не существовала письменность, поэтому ему и присуща устная форма выражения. Наши предки не знали о физкультуре, закаливании, массаже, но всё это делалось; делалось с любовью и нежностью и сопровождалось ласковым «журчаньем» пестушек, потешек, прибауток.
Детский фольклор – это раздел фольклористики и разновидность художественной литературы для детей раннего возраста. Его особенность заключается в том, что он соединяет в себе стихотворные формы, песенки, различные игровые приёмы и танцевальные движения. Фольклор играет большую роль в жизни любого народа. Освоение культурного наследия предыдущих поколений способствует приобщению детей к народной поэзии, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, формирует нравственные привычки, развивает речь. Использование детского фольклора в развитии культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, делает процесс освоения навыка интересным, радостным, привлекательным; вызывает желание повторять действие снова и снова.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков в условиях детского сада мы создали, прежде всего, привлекательную и удобную обстановку. Мебель для детей в группе соответствует росту детей, оборудование: стеллажи и шкафчики для пособий и игрушек с цветными фасадами доступны для детей, большое количество ярких игрушек и пособий. У каждого ребёнка имеется индивидуальный шкафчик для вещей, шкафчик для полотенца и горшка, кроватка, стульчик и место за столом, имеющие индивидуальную маркировку в виде картинки, которые помогают детям ориентироваться в новой обстановке, быстрее находить своё место, а также организовывают детей, знакомя с новыми правилами.
Учитывая, что в жизни детей раннего возраста, огромную роль играет взрослый, необходимо установить с детьми доверительные и доброжелательные отношения. От того, как сложатся и будут развиваться эти отношения, во многом зависит, как будут складываться отношения с другими людьми, как будет вести себя малыш. Для плодотворного общения с детьми важен эмоциональный контакт. При первом знакомстве с детьми, мы, стараясь отвлечь их от слёз и грусти, рассказываем потешки: «Кто у нас хороший?», «Не плачь, не плачь, куплю калач» и др. Фольклор не только имеет педагогическую направленность, но и привлекает внимание детей образностью и доступностью текста, а также оживляет различные бытовые и повседневные дела. Удовлетворение личных потребностей, сопровождаемое весёлой песенкой или потешкой, воспитывает у детей положительное отношение к выполнению бытовых процессов. Фольклор де-лает процесс формирования навыков более привлекательным, им можно сопровождать любое действие детей. Например, при умывании мы используем потешки : «Водичка, водичка, умой мое личико», «Закатаем рукава», «В руки мыло мы возьмём» и др. При кормлении: «Умница, Катенька», «Час обеда подошёл», «Мы за столиком сидим» и др. При одевании: «Осень, холод на дворе», «Ой-ой, ой-ой, очень холодно зимой», «Давай будем одеваться» и др. Во время укладывания спать: тихим, спокойным голосом читаем «Тихо, тихо, тихо, тихо, в нашу спальню входит Тихон», «В этот час на всех часах», «Сон, войди скорее в двери»; после сна мы также используем потешки : «Петушок пропел: «Пора!», «Мы проснулись», «На кота потягушечки» и др. Под потешки, подговорки, песенки и пестушки дети охотнее выполняют бытовые процессы: умываются, едят, засыпают, одеваются, занимаются различными делами, поэтому мы создали и используем картотеку потешек для различных режимных моментов.
Для эффективного воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста большое значение имеют чистота и порядок в группе, а также внешний вид окружающих взрослых. Дети этого возраста наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослые не только обучают малышей навыкам, но и сами в полной мере выполняют эти правила.
В равной мере это относится и к родителям. Единство требований воспитателей и родителей, способствует быстрому и правильному формированию навыков. Поэтому мы стараемся выработать общий порядок выполнения действий, определить чётко места для игрушек и вещей, порядок их уборки и хранения, и требовать от детей и родителей выполнения установленных правил не только в детском саду, но и дома.