Башкатова Елена Анатольевна
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания Московской области
«Филимонковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Сообщение на педсовете
«Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
ГБСУ СО МО ФДДИ Башкатова Е. А.
09.2019 год
Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основа коммуникативной функции - назначение речи быть средством общения. При общем недоразвитии речи нарушается не только формирование речевых средств, но и коммуникация в целом.
Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У таких детей, по данным Р. Е. Левиной, Б. М. Гриншпуна. С. Н. Шаховской, Т. Б. Филичевой, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.
Логопедическими исследованиями установлено, что существует зависимость между дефектами звуковой стороны речи и отсроченными последствиями, к которым относятся дефекты формирования фонематических и грамматических обобщений, дефекты смысловой стороны речи, затруднения в формировании связной речи.
Таким образом, логопедическое воздействие должно быть коррекционно-развивающим, направленным в целом на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемых в условиях учебно-игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями :
-активно вступать в диалог;
- уметь задавать вопросы;
- слушать и понимать речь;
- строить общение с учетом ситуации;
- легко входить в контакт;
-ясно и последовательно выражать свои мысли;
-пользоваться формами речевого этикета;
-регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами;
- овладеть неречевыми (невербальными) умениями, использовать мимику и жесты.
Строевой единицей коммуникативной функции речи служит сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой функцией речи, необходимо усвоить раз-личные типы коммуникативных отношений. Сначала дети овладевают лишь их элементами (вопросами и ответами, затем учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять неоконченные диалоги.
Коммуникативные отношения строятся по определенным схемам:
• вопрос — ответ;
• вопрос — ответ — вопрос;
• сообщение — вопрос;
• сообщение — сообщение;
• побуждение — сообщение.
Овладению коммуникативными отношениями того или иного типа помогает группа упражнений, выполняемых поэтапно.
Наиболее типичная вопросно-ответная форма речевого общения используется как для решения познавательных, так и социально-коммуникативных задач.
Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний.
Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры. Особое внимание при этом необходимо уделять формированию умения слушать и слышать собеседника.
Приведем варианты игровых ситуаций.
«Паровозик с именем»
Цель: учить работать в паре и договариваться.
Дети, положив руки на плечи друг друга, двигаются по залу, превратившись в «поезд». Его вагончики очень дружные, они крепко держатся друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед. По сигналу педагога, назвавшего имя ребенка, дети меняются местами.
«Невпопад»
Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Ответив на заданный вопрос, ребенок выходит из игры.
«Распространение предложений»
По сюжетной картинке первый ученик составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.
«Снежный ком»
Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.
«Волшебный мешок»
Ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные дети задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.
«Путешествие Буратино»
Детям показывают Буратино (куклу) и говорят, что он — заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел. Дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда это было (зимой, летом; утром или вечером).
«Задуманное действие»
Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало и т. п.). Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и развить задуманное действие.
«Я бросаю тебе мяч»
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе. конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котенком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».
«Хорошо — плохо»
Дети делятся на две команды. Задача первой — объяснять, почему весна или любое другое время года или какое-либо действие — это хорошо; задача второй — противоре-чить первой команде и объяснять, почему это плохо. Затем команды меняются ролями.
«Нанизываем бусы» (совместная деятельность).
Цели: учить использовать в речи высказывания-побуждения и отвечать на них соответствующими действиями, обосновывать (в случае необходимости) несогласие с действиями партнера.
Оборудование: геометрические фигурки (из картона, фанеры или другого материала) : маленькие круги — красные, синие, коричневые; большие круги — красные, синие; маленькие квадраты — зеленые, желтые; большие квадраты — красные, синие; большие треугольники — красные, желтые; в фигурках (2—3 шт. каждого вида) должны быть отверстия для нанизывания их на шнурок; шнурок; полоски бумаги со схемами, содержащие 10—12 позиций из трех чередующихся форм, различающихся по величине и цвету; коробочка для форм.
Педагог (рассматривает с детьми схему). Надо на шнурок нанизать фигурки, как показано на схеме, чтобы получились бусы.
Дети нанизывают на шнурок фигурку в соответствии со схемой. Действуют по очереди: один нанизывает, другой проверяет. Затем меняются ролями.
«Три медведя» (совместное рассказывание сказки)
Цель: развивать навыки диалогического общения.
Оборудование: набор открыток по сказке JI.H. Толстого «Три медведя».
Воспитатель рассказывает сказку вместе с детьми: подсказывает начало фразы, а дети ее завершают. Если дети хорошо знают содержание сказки, они ее рассказывают самостоятельно или с небольшой помощью.
Выборочно рассматривают вместе 4—5 открыток, отражающих узловые моменты сказки.
Далее дети работают самостоятельно. Воспитатель наблюдает за общением детей и фиксирует результаты наблюдения в протоколе. После того как дети разложат картинки, проверяется правильность выполнения задания. Педагог вместе с детьми рассказывает сказку еще раз. Если встречаются перестановки, взрослый подсказывает, на каком месте должна стоять картинка и почему.
На втором этапе работы на первый план выходит общение детей друг с другом.
Приведем варианты игровых ситуаций.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Дети делятся на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.
«Что было бы, если бы.»
К детям приходит Фея с волшебной палочкой и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают, но они должны обосновать свой выбор. Примеры: «Если бы я был художником, то нарисовал бы.»; «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль.»; «Если бы я был цветком, то радовал бы.»; «Если бы я был воспитателем, то.».
«Бывает — не бывает»
Педагог подбирает предметные картинки, вызывает двух детей : первый ребенок берет картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает.) Второй должен доказать, что так быть не может. (Крокодил не летает, у него нет крыльев.) Первый доказывает, что может, но при определенных условиях, и называет их. («Нет, летает: его везут в самолете».)
«Магазин»
Один ребенок — «продавец», остальные дети — «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать. Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
«Опиши друга»
Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен.
«Знакомство»
Выбирается ребенок, который берет одну предметную картинку и, не показывая другим, несколько секунд рассматривает ее. Затем картинку убирают, и ребенок должен точно (без искажений) описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом.».
«Снежная королева»
Детям предлагают вспомнить сказку «Снежная королева» и говорят, что у нее есть продолжение: «Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все-то хорошее, что есть в каждом человеке» Взрослый предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом уви-деть как можно больше хорошего и рассказать об этом.
«Угадай, кто это»
Один ребенок — рассказчик, остальные дети сидят на стульях по кругу. Рассказчик описывает кого-нибудь ребенка: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т. д. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг. Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях; угадавший становится рассказчиком.
«Диалоги»
Дети объединяются в пары. Им дают задание поговорить на тему типа «Мое любимое время года» («Лучший день», «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал собе-седник.
На третьем этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. Кроме того, в совместной игре сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовать для создания единого общего плана.
Приведем варианты игровых ситуаций.
«Пароль»
Цели: приучить к выполнению требований воспитателя, няни, медсестры; закреплять правила поведения в общественных местах.
Оборудование: кепка, наручная повязка, носовые платки, чистая одежда, афиши, билеты.
Перед началом игры педагог проводит беседу о требованиях, которые необходимо усвоить детям. После этого одному из них (часовому) вручаются кепка и повязка. Он становится у дверей группы, по одному пропуская детей в комнату. Часовой. Пароль!
Ребенок. Носовой платок! (Предъявляет свой платок.) Последними входят те дети, кто не выполнил требования. Через пару дней пароль меняется:
• Аккуратная прическа!
• Чистая одежда!
• Подстриженные ногти!
«Волшебники»
Цели: формировать умение творчески развивать сюжет игры; воспитывать чуткость, стремление проявить заботу и внимание к окружающим.
Оборудование: карандаши, бумага, картон, пластилин.
Перед началом игры педагог рассказывает о добрых волшебниках, которые всегда и всем помогают, знакомит с правилами волшебников:
• с людьми говори ласково и приветливо;
• научись всем делиться с окружающими;
• делай всем радостные сюрпризы.
Детям дается задание подумать, какой сюрприз они бы могли приготовить малышам из соседней группы.
«День рождения»
Цели: формировать умение творчески развивать сюжет игры; закреплять культурные навыки; воспитывать чуткость и внимание.
«Улица»
Цели: формировать умение творчески развивать сюжет игры; закреплять названия машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.
Оборудование: картонные дома, фигурки людей, светофор. Игровые роли: пешеходы, милиционер, шоферы, дворник и др.
«Магазин»
Цели: формировать умение творчески развивать сюжет игры; закреплять знания о функционировании магазина; развивать навыки культурного поведения в общественных местах.
«Почта»
Цели: формировать умение творчески развивать сюжет игры; расширять и закреплять знания о разных формах почтовой связи : почта, телеграф, телефон, радио; воспитывать чуткое и внимательное отношение к товарищам и близким.
Игровой материал: работники почты: сортировщица, почтальон, телеграфист, начальник почты, шофер, посетители.
Таким образом, логопедические занятия с включением в них выше перечисленных игровых ситуаций, позволят сформировать у детей следующие коммуникативные умения :
- более легко входить в контакт с детьми и особенно со взрослыми;
- уметь поддерживать диалог, слушая и задавая вопросы;
- уметь договориться в проблемных ситуациях;
- уметь самому ясно и последовательно излагать свои мысли.
Приобретённые умения помогут ребёнку найти гармонию отношений между людьми, раскрыться, понять свою значимость и особенность.