Марина Баранцева
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в работе раскрывается современный взгляд на проблему формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста.
Главным принципом дошкольного образования ФГОС ДО предлагает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития». Помимо этого, в стандарте говорится о том, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Реализация пяти образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может осуществляться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
Публикация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность, т. к. играя, ребёнку легче запомнить.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения детей. От сенсорного развития ребенка зависит и его будущая готовность к школе и его обучению. Ребенок развивается путем "социального наследования", которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.
Сенсорные представления создают необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, знаков пространства и времени происходит в процессе практической деятельности.
Сенсорное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, — малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач.
Для усвоения сенсорных способностей немалое значение уделяется играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. В числе таких игр:
• игры - поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
• игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
• игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
• игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего",
• игры с водой.
Игры с водой – одни из любимых детских забав. Знакомя детей с водой, мы предлагаем исследовать свойства воды, её вес, прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества и т. д. Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей и постепенно перерастают в экспериментирование. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, закрепляют свойства воды. Организуя игры с водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику детей.
Играя с детьми и приобщая их к сенсорной культуре, мы открываем перед ними неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.
Список литературы:
1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М. : «Просвещение», 2007.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.
3. Носова Е. А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М. : Детство – Пресс, 2001.
4. Обучение через игру. Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
5. Первые шаги. /Сост. К. Белова. – М. : Линка – Пресс, 2009.
6. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
7. Смирнова Е. Ранний возраст : игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с. 22.