Агафонова Анна
Формирование коллектива детей детского дома посредством комплекса тренинговых занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Коллектив, как любой живой организм, возникает, процветает, продвигается через кризисные этапы, разрушается, погибает и снова может возродиться. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие.
Публикация «Формирование коллектива детей детского дома посредством комплекса тренинговых занятий» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свои взаимоотношения с партнерами.
Коллектив, по мнению А. С. Макаренко – это «объединённая группа, участники которой имеют общую социально значимую цель.
Так же он отмечал что, это «социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.
Особое внимание А. С. Макаренко уделял становлению и развитию коллектива, организации опыта коллективной жизни, формированию радостного самочувствия личности в коллективе, рассматривал детский коллектив как полноправное явление общественной жизни.
Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. Ведь коллектив занимает существенное место в процессе развития личности. Человек становится личностью в обществе других людей, он не может жить без общества себе подобных. Личностью человек не рождается, а становится.
Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива :
1) «организационное единство школьного коллектива;
2) руководящая роль школьного коллектива;
3) руководящая роль педагога;
4) богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами;
5) ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей;
6) самодеятельность, творчество, инициатива;
7) постоянное умножение духовных богатств;
8) гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний;
9) создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния;
10) интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьными и другими коллективами нашего общества;
11) эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности детские дома.
Детский дом является государственным образовательным учреждением. Детский дом - это «государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основная задача детского дома : создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями.
Дети попадают в учреждения, пережив разные жизненные ситуации, которые привели их к сиротству: смерть родителей, их алкоголизм, сексуальное или физическое насилие, оскорбления и унижения. Психологические травмы, которые переживают дети, оставляют неизгладимый след на психике ребенка и, следовательно, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие.
Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей, испытавших семейное неблагополучие.
Основными причинами проблемного поведения детей и подростков являются:
1) неспособность справится с учебной нагрузкой, неуспеваемость в школе;
2) конфликты с педагогами, со сверстниками;
3) бедный словарный запас, заниженное притязание в сфере образования, отсутствие либо неопределенность жизненных и профессиональных перспектив;
4) склонность к бродяжничеству, повышенные риски стать жертвами насилия и преступления или вовлеченность в преступную деятельность;
5) приобщение к алкоголю и наркотикам, токсическим веществам, курению в раннем возрасте;
6) проявление асоциального поведения в виде мелких краж, хулиганства, попрошайничества, вымогательства, циничного отношения к сверстникам, воспитателям.
Приоритетными задачами воспитания детей-сирот являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: духовной, экономической, политической. Особенно важно и сложно в условиях детского дома обеспечить социальную грамотность сирот, подготовить их к семейной жизни, трудовой деятельности, выбору профессии, сформировать нравственные ценностные ориентации.
Формирование коллектива в условиях детского дома является наиболее важным так, как у детей появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», повышение значимости проблем, связанных с самооценкой, сочетаются с трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности к себе, не пониманию окружающих, и зачастую к формированию защитного агрессивного поведения.
Поэтому важной задачей педагога является правильно сформировать детский коллектив.
Подавляющее большинство воспитанников детского дома испытывают проблемы в общении с окружающими. У определенного числа это связано с проявлением агрессии. И немало сил, терпения нужно воспитателю, чтобы преодолеть привычный способ ребенка-сироты взаимодействовать с окружающим миром.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из семьи и помещения для проживания в интернатное учреждение, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников, и, как правило, делают это довольно агрессивно.
Ребенок, проживающий в детском доме, находится постоянно в ситуации «вынужденного контроля» окружающей действительности, как следствия уже пережившей травмы утраты семьи. А значит в ситуации беспокойства и проявления тревоги.
Большие проблемы у воспитанников детских домов возникают при общении как с детьми, так и со взрослыми. Причем уровень развития общения ребенка со взрослыми во многом определяет характер его контактов со сверстниками. Контакты со взрослыми и сверстниками в детском доме у воспитанников выражены гораздо слабее. Они однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам. Это объясняется отсутствием эмпатии, умения и потребности разделить свои чувства, переживания с другим человеком.
Формирование детского коллектива это «долговременный процесс, имеющий положительную тенденцию становления под воздействием социально психологических факторов (поездки, экскурсии, субботники, спортивные мероприятия, походы, игры и т. д.). Они порождают нужные характеристики коллектива : дружбу, сплоченность, психологический климат класса, межличностные отношения, мотивацию.
В процессе изучения педагогического опыта педагогов практиков РФ и РС (Я) по формированию детского коллектива в условиях детского дома нами были выделены следующие методы и приемы:
1) игровой (И. Б. Галдина, П. Т. Кривомазов, Е. О. Кулакова, М. В. Онкина, Н. Н. Сенотарова, Т. В. Скрябина, С. А. Татаркина);
2) упражнения (С. Н. Иванов, П. Т. Кривомазов, Т. А. Кулаева, Е. О. Кулакова, Д. С. Уманец, Е. В. Силина, Е. О. Хакимова);
3) дискуссия (И. Б. Галдина, О. В. Мавровская, Е. О. Хакимова, Т. Ю. Смирнова);
4) изотерапия (Н. И. Герасимова, Е. О. Кулакова, М. В. Онкина);
5) беседа (Е. В. Силина, Д. С. Уманец, Т. В. Скрябина, Н. И. Герасимова, Е. В. Силина).
Рассмотрим более подробно методы, которые используют педагоги практики:
П. Т. Кривомазов, педагог-психолог [2], разработал и успешно применяет на практике программу по развитию навыков общей коммуникации и делового общения у воспитанников и выпускников детских домов «Я слышу вас - вы слышите меня». Программа состоит из трех этапов:
1) диагностический;
2) развитие и коррекция эмоциональной сферы;
3) развитие коммуникативных навыков в сфере дружеского и делового общения.
В программу включены 17 тренинговых занятий, которые состоят из упражнений, релаксационного дыхания, игр, бесед и домашнего задания.
Кулаева Т. А. педагог-психолог, разработала программу «Коррекция нарушений коммуникативных способностей, формирование достаточного уровня самосознания, предотвращение искажения общественно-социальных потребностей» Тренинг ориентирован на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В программе используется три вида игровых методов:
1. ролевая игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя;
2. игра-активатор - тренировка способа эффективного взаимодействия в разных качествах отличных друг от друга социальных ролей;
3. Игры на интенсивное пространственное взаимодействие - помогают участникам продуктивно взаимодействовать друг с другом, выполняя общую игровую задачу.
М. В. Онкина, воспитатель детского дома «Северное сияние», использует на практике программу по формированию и коррекции межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома «Давай дружить вместе». Программа состоит из четырех этапов:
1) диагностический;
2) установочный;
3) формирующий;
4) этап оценки эффективности занятий.
Составленная программа состоит из 26 тренинговых занятий по 45 минут каждое и направлена на создание благоприятного психологического климата, формирование межличностных отношений подростков. С ее помощью, создаются необходимые условия для работы с группой, устанавливаются тесные дружеские связи, развиваются межличностные отношения, и сплочение коллектива подростков.
Проанализированный психолого-педагогический опыт практиков, РФ и РС (Я) позволил определить более эффективные методы для социализации детей-сирот и успешного формирования детского коллектива в условиях детского дома. Основной формой работы является тренинг, на основе которого применяются: арт-терапия, упражнения, дискуссия, беседа, игра и др.