светлана сяйлева
Условия формирования ключевых компетентностей в игровой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Уже более одиннадцати лет наше дошкольное учреждение занимается вопросами развития игровой деятельности детей. В практике работы мы разработали ряд необходимых для активизации и обогащения игровой деятельности детей.
1. Изучение состояния детской игры в детском саду.
Для определения уровня развития детской игры в каждом возрасте мы использовали карту наблюдений за сюжетно – ролевой игрой детей и наблюдения за их свободной самостоятельной игровой деятельностью. ;
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
В основу была заложена возрастная динамика развития детской игры: сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр внимания попадают отношения между взрослыми, и, наконец, правила по которым строятся эти отношения. Были разработаны карты наблюдений за детской сюжетно-ролевой игрой для каждого возраста с определёнными уровнями и параметрами.
Уровни и параметры игрового действия в младшем возрасте:
- использование предметов – заместителей;
- наличие речевых высказываний;
- степень развёрнутости игровых действий;
- специфика игровых действий относительно роли.
Уровни и параметры роли и ролевых отношений в среднем возрасте:
- взаимодействие детей в игре;
- появление замысла;
- уровень ролевого диалога;
- степень условности роли.
Уровни и параметры понимания и следования правилу в старшем возрасте:
- умение следовать правилам игры;
- контроль за выполнением правил;
- развёрнутость сюжетной линии игры;
- творческое конструирование сюжета.
Многочисленные наблюдения за самостоятельными ролевыми играми детей в разных возрастных группах показали следующие уровни развития основных компонентов игры :
1. Младший дошкольный возраст: характерно многократное повторение однообразных действий, в основном дети отдают предпочтение реальным игрушкам.
2. Средний дошкольный возраст: привычные сюжеты становятся более развёрнутыми, но роль в основном обусловлена лишь внешней атрибутикой, дети не всегда действуют соответственно взятой на себя роли, подкрепляя её игровыми действиями. Иногда в игре используются предметы – заместители, но игровое переименование предметов нестойкое и новое значение быстро теряется.
3. Старший дошкольный возраст: разворачиваются взаимоотношения между персонажами игры, однако, чаще являются не игровыми, а реальными, дети часто выходят из роли. Наблюдается мало сокращённых игровых действий за счёт замещения, большинство из них остаётся развёрнутыми.
Анализируя общий характер игры, мы увидели, что в них недостаточно творчества, выдумки, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений для их отображения в игре.
Таким образом, ролевую игру необходимо развивать и именно взрослый должен научить ребёнка способам её построения.
2. Изучение современных тенденций в развитии детской игры.
На сегодняшний день мы констатируем: изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игра передавалась от старших детей к младшим, теперь редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребёнок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые всё чаще становятся основой игровых сюжетов.
С целью выявления игровых интересов и предпочтений мы провели анкетирование детей старшего дошкольного возраста. По популярности детские игры распределились следующим образом:
- игры с правилами: настольно – печатные («Гонки», «Мозаика», «Лото» и
т. п., компьютерные.
- подвижные игры: «Прятки», «Догонялки», футбол, «Хитрая лиса», «Чай-чай выручай» и т. п.
- ролевые игры: «Барби», «Дочки – матери», «Машинки» - у мальчиков.
Сюжеты: «Больница», «Магазин», «Супер – герои».
- творческие игры со свободным сюжетом с элементами ряженья и грима «Наряды», «Костюмерная», «Театр».
Анализ содержания детских игр показал, что собственно сюжетно – ролевая игра, моделирующая социальные отношения (роль которой специально подчёркивал Эльконин) сегодня явно уходит из деятельности дошкольников, то есть такая игра, являясь развёрнутой у малышей, угасает к старшему дошкольному возрасту.
Особенностью игр современных дошкольников является отсутствие профессиональных сюжетов (повар, моряк, космонавт, то есть из игр детей уходит воспроизведение какой – либо трудовой деятельности. Они не играют в труд, потому что сейчас трудно понять, чем живёт взрослый человек.
Всё это свидетельствует о том, что:
- Игра перестаёт быть средством вхождения в мир взрослых, ведь именно действуя в игровой роли. Как взрослый, ребёнок отождествляет себя с ним и моделирует его жизнь.
- Дети не понимают профессиональной значимости труда родителей, предпочитая роли телевизионных героев и компьютерных игр, а социальная жизнь взрослых перестаёт быть содержанием их игровой деятельности.
3. Специфика организации игрового пространства.
Мы определили основные принципы построения игровой предметно – пространственной среды в соответствии с возрастной динамикой развития игры.
Так для младших дошкольников обязательным является: тематическое зонирование игрового содержания; разнообразие предметного наполнения каждого игрового центра. Дети в основном используют готовую игровую среду, созданную взрослым.
Для старших дошкольников основным принципом организации игрового пространства является: высокая степень трансформируемости окружающих предметов; обеспечение эмоционально-личностного взаимодействия в системах ребёнок-ребёнок, ребёнок- взрослый.
Такое построение игровой среды способствует формированию активной позиции ребёнка по отношению к окружающему миру, что является основой формирования его компетентности в игре.
3. В развитии игровой деятельности мы определяем важность создания организационно-методических условий в дошкольном учреждении.
К ним относятся:
- Введение игры в сетку деятельности ДОУ.
- Разработка системы методов и приёмов руководства игровой деятельностью детей.
Согласно исследованиям, с двух до семи лет дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры:
• предметно-действенным;
• ролевым;
• сюжетосложением.
По мнению учёных, этот процесс осуществляется в следующих возрастных пределах. Предметно-действенным способом дети овладевают на этапе раннего и младшего дошкольного возраста. Расцвет ролевого способа приходится на средний дошкольный возраст. Сюжетосложение условно можно отнести к старшему дошкольному возрасту.
Таким образом, на основе этих этапов нами были разработаны методы и приё мы обогащения и активизации:
• игровых действий : внесение новых предметов для игры, внедрение новых персонажей, использование в игре предметов-заместителей, придание знакомым предметам новых. Несвойственных им свойств
• ролевого поведения: образцы ролевого поведения, ролевых диалогов в ходе игры, смена ролей, многофункциональность роли в пределах разных игровых сюжетов.
• сюжета игры: введение различных событий-происшествий, использование новых предметов и сочетаний разных предметов для игры, введение в игру литературных персонажей, преобразование предметно-пространственной среды.
- Внедрение в практику работы разнообразных форм игровой деятельности детей : в младшем дошкольном возрасте – это бытовые сюжетно-ролевые игры; в старшем дошкольном возрасте мы проводим игры-соревнования, творческие игры-фантазирования с элементами ряженья и грима, режиссёрские игры, игру «Банк».
Все виды игр направлены на: предоставление ребёнку возможности проявлять собственную личностную активность, развитие способности проявлять собственную активность. Развитие способности взаимодействовать друг с другом, формирование умения представлять и прогнозировать свою собственную позицию, анализировать полученные результаты, овладевать социальными навыками. А все эти качества – основа формирования коммуникативной компетентности и готовности дошкольников к социальному взаимодействию.
4. Одним из наиболее важных условий для развития игровой деятельности является эффективная система обучения педагогов в игре.
Игровую деятельность детей может развивать только играющий взрослый. Практика наблюдений за нашими педагогами показала, что хотя большинство воспитателей теоретически признают ведущую роль игры в развитии ребёнка, но в реальной практике игровая деятельность далеко не на первом месте в их работе. С другой стороны, не все педагоги могут свободно владеть игровой деятельностью, то есть они не могут легко перевоплощаться в роль, развивать относительно неё игровую ситуацию, развивать игровые отношения.
С целью ориентации на специфику игровой деятельности детей была поставлена задача: изменить отношение педагога к игре, способствовать практическому овладению игровым поведением, формировать позицию «играющего» взрослого через развитие игровых и творческих умений педагогов.
Для реализации данной задачи были продуманы разнообразные формы работы с педагогическим коллективом: консультации по вопросам игровой деятельности, круглый стол, групповые дискуссии, экспресс-опросы, анкетирования, педагогические викторины. Данные методы активного обучения помогли в решении задач повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам игры. Однако достижению главной цели: формированию позиции «играющего» взрослого, помогла организация и проведение семинаров-практикумов и семинаров-тренингов, так как именно эти формы работы дают возможность корректировать профессиональные и личностные установки педагогов, активизировать их рефлексные процессы.
Как результат своей работы по развитию игровой деятельности мы отмечаем у наших педагогов следующие умения: не разрушать игровой мир детей, общаться с ребёнком «на равных» в игре. Создавать образы и придумывать персонажей игры, а так же творчески подходить к развитию сюжета и созданию игровой среды.
Как результат нашей работы по развитию игровой деятельности мы отмечаем у наших воспитанников высокую степень активности и самостоятельности, высокий уровень развития творческого воображения, умения: договариваться и взаимодействовать друг с другом, свободно выражать свою индивидуальность в процессе игры, коммуникативность и социальную адаптивность, то есть все те качества, которые так необходимы современному человеку и составляют основу дальнейшего формирования его компетентности.