Получи документы

Условия формирования ключевых компетентностей в игровой деятельности детей

светлана сяйлева
Условия формирования ключевых компетентностей в игровой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Уже более одиннадцати лет наше дошкольное учреждение занимается вопросами развития игровой деятельности детей. В практике работы мы разработали ряд необходимых для активизации и обогащения игровой деятельности детей.

1. Изучение состояния детской игры в детском саду.

Для определения уровня развития детской игры в каждом возрасте мы использовали карту наблюдений за сюжетно – ролевой игрой детей и наблюдения за их свободной самостоятельной игровой деятельностью. ;

Темочки:

В основу была заложена возрастная динамика развития детской игры: сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр внимания попадают отношения между взрослыми, и, наконец, правила по которым строятся эти отношения. Были разработаны карты наблюдений за детской сюжетно-ролевой игрой для каждого возраста с определёнными уровнями и параметрами.

Уровни и параметры игрового действия в младшем возрасте:

- использование предметов – заместителей;

- наличие речевых высказываний;

- степень развёрнутости игровых действий;

- специфика игровых действий относительно роли.

Уровни и параметры роли и ролевых отношений в среднем возрасте:

- взаимодействие детей в игре;

- появление замысла;

- уровень ролевого диалога;

- степень условности роли.

Уровни и параметры понимания и следования правилу в старшем возрасте:

- умение следовать правилам игры;

- контроль за выполнением правил;

- развёрнутость сюжетной линии игры;

- творческое конструирование сюжета.

Многочисленные наблюдения за самостоятельными ролевыми играми детей в разных возрастных группах показали следующие уровни развития основных компонентов игры :

1. Младший дошкольный возраст: характерно многократное повторение однообразных действий, в основном дети отдают предпочтение реальным игрушкам.

2. Средний дошкольный возраст: привычные сюжеты становятся более развёрнутыми, но роль в основном обусловлена лишь внешней атрибутикой, дети не всегда действуют соответственно взятой на себя роли, подкрепляя её игровыми действиями. Иногда в игре используются предметы – заместители, но игровое переименование предметов нестойкое и новое значение быстро теряется.

3. Старший дошкольный возраст: разворачиваются взаимоотношения между персонажами игры, однако, чаще являются не игровыми, а реальными, дети часто выходят из роли. Наблюдается мало сокращённых игровых действий за счёт замещения, большинство из них остаётся развёрнутыми.

Анализируя общий характер игры, мы увидели, что в них недостаточно творчества, выдумки, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений для их отображения в игре.

Таким образом, ролевую игру необходимо развивать и именно взрослый должен научить ребёнка способам её построения.

2. Изучение современных тенденций в развитии детской игры.

На сегодняшний день мы констатируем: изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игра передавалась от старших детей к младшим, теперь редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребёнок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые всё чаще становятся основой игровых сюжетов.

С целью выявления игровых интересов и предпочтений мы провели анкетирование детей старшего дошкольного возраста. По популярности детские игры распределились следующим образом:

- игры с правилами: настольно – печатные («Гонки», «Мозаика», «Лото» и

т. п., компьютерные.

- подвижные игры: «Прятки», «Догонялки», футбол, «Хитрая лиса», «Чай-чай выручай» и т. п.

- ролевые игры: «Барби», «Дочки – матери», «Машинки» - у мальчиков.

Сюжеты: «Больница», «Магазин», «Супер – герои».

- творческие игры со свободным сюжетом с элементами ряженья и грима «Наряды», «Костюмерная», «Театр».

Анализ содержания детских игр показал, что собственно сюжетно – ролевая игра, моделирующая социальные отношения (роль которой специально подчёркивал Эльконин) сегодня явно уходит из деятельности дошкольников, то есть такая игра, являясь развёрнутой у малышей, угасает к старшему дошкольному возрасту.

Особенностью игр современных дошкольников является отсутствие профессиональных сюжетов (повар, моряк, космонавт, то есть из игр детей уходит воспроизведение какой – либо трудовой деятельности. Они не играют в труд, потому что сейчас трудно понять, чем живёт взрослый человек.

Всё это свидетельствует о том, что:

- Игра перестаёт быть средством вхождения в мир взрослых, ведь именно действуя в игровой роли. Как взрослый, ребёнок отождествляет себя с ним и моделирует его жизнь.

- Дети не понимают профессиональной значимости труда родителей, предпочитая роли телевизионных героев и компьютерных игр, а социальная жизнь взрослых перестаёт быть содержанием их игровой деятельности.

3. Специфика организации игрового пространства.

Мы определили основные принципы построения игровой предметно – пространственной среды в соответствии с возрастной динамикой развития игры.

Так для младших дошкольников обязательным является: тематическое зонирование игрового содержания; разнообразие предметного наполнения каждого игрового центра. Дети в основном используют готовую игровую среду, созданную взрослым.

Для старших дошкольников основным принципом организации игрового пространства является: высокая степень трансформируемости окружающих предметов; обеспечение эмоционально-личностного взаимодействия в системах ребёнок-ребёнок, ребёнок- взрослый.

Такое построение игровой среды способствует формированию активной позиции ребёнка по отношению к окружающему миру, что является основой формирования его компетентности в игре.

3. В развитии игровой деятельности мы определяем важность создания организационно-методических условий в дошкольном учреждении.

К ним относятся:

- Введение игры в сетку деятельности ДОУ.

- Разработка системы методов и приёмов руководства игровой деятельностью детей.

Согласно исследованиям, с двух до семи лет дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры:

• предметно-действенным;

• ролевым;

• сюжетосложением.

По мнению учёных, этот процесс осуществляется в следующих возрастных пределах. Предметно-действенным способом дети овладевают на этапе раннего и младшего дошкольного возраста. Расцвет ролевого способа приходится на средний дошкольный возраст. Сюжетосложение условно можно отнести к старшему дошкольному возрасту.

Таким образом, на основе этих этапов нами были разработаны методы и приё мы обогащения и активизации:

игровых действий : внесение новых предметов для игры, внедрение новых персонажей, использование в игре предметов-заместителей, придание знакомым предметам новых. Несвойственных им свойств

ролевого поведения: образцы ролевого поведения, ролевых диалогов в ходе игры, смена ролей, многофункциональность роли в пределах разных игровых сюжетов.

сюжета игры: введение различных событий-происшествий, использование новых предметов и сочетаний разных предметов для игры, введение в игру литературных персонажей, преобразование предметно-пространственной среды.

- Внедрение в практику работы разнообразных форм игровой деятельности детей : в младшем дошкольном возрасте – это бытовые сюжетно-ролевые игры; в старшем дошкольном возрасте мы проводим игры-соревнования, творческие игры-фантазирования с элементами ряженья и грима, режиссёрские игры, игру «Банк».

Все виды игр направлены на: предоставление ребёнку возможности проявлять собственную личностную активность, развитие способности проявлять собственную активность. Развитие способности взаимодействовать друг с другом, формирование умения представлять и прогнозировать свою собственную позицию, анализировать полученные результаты, овладевать социальными навыками. А все эти качества – основа формирования коммуникативной компетентности и готовности дошкольников к социальному взаимодействию.

4. Одним из наиболее важных условий для развития игровой деятельности является эффективная система обучения педагогов в игре.

Игровую деятельность детей может развивать только играющий взрослый. Практика наблюдений за нашими педагогами показала, что хотя большинство воспитателей теоретически признают ведущую роль игры в развитии ребёнка, но в реальной практике игровая деятельность далеко не на первом месте в их работе. С другой стороны, не все педагоги могут свободно владеть игровой деятельностью, то есть они не могут легко перевоплощаться в роль, развивать относительно неё игровую ситуацию, развивать игровые отношения.

С целью ориентации на специфику игровой деятельности детей была поставлена задача: изменить отношение педагога к игре, способствовать практическому овладению игровым поведением, формировать позицию «играющего» взрослого через развитие игровых и творческих умений педагогов.

Для реализации данной задачи были продуманы разнообразные формы работы с педагогическим коллективом: консультации по вопросам игровой деятельности, круглый стол, групповые дискуссии, экспресс-опросы, анкетирования, педагогические викторины. Данные методы активного обучения помогли в решении задач повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам игры. Однако достижению главной цели: формированию позиции «играющего» взрослого, помогла организация и проведение семинаров-практикумов и семинаров-тренингов, так как именно эти формы работы дают возможность корректировать профессиональные и личностные установки педагогов, активизировать их рефлексные процессы.

Как результат своей работы по развитию игровой деятельности мы отмечаем у наших педагогов следующие умения: не разрушать игровой мир детей, общаться с ребёнком «на равных» в игре. Создавать образы и придумывать персонажей игры, а так же творчески подходить к развитию сюжета и созданию игровой среды.

Как результат нашей работы по развитию игровой деятельности мы отмечаем у наших воспитанников высокую степень активности и самостоятельности, высокий уровень развития творческого воображения, умения: договариваться и взаимодействовать друг с другом, свободно выражать свою индивидуальность в процессе игры, коммуникативность и социальную адаптивность, то есть все те качества, которые так необходимы современному человеку и составляют основу дальнейшего формирования его компетентности.

Публикации по теме:

«Формирование ключевых компетентностей старших дошкольников в интегрированной познавательно-игровой деятельности» «Путешествие по родному краю» Автор: Милаева О. И., воспитатель Модуль 1. «Характеристика интегрированной игровой деятельности» Наиме-нование.

Формирование ключевых компетентностей у детей в игровой деятельности. Организация сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»Формирование ключевых компетентностей у детей в игровой деятельности. Организация сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» Тема: «Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе на тему «Супермаркет» Выполнила Кочеткова Ирина Владимировна воспитатель д/с №115.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования ключевых компетентностей в игровой деятельности детей
Опубликовано: 16 мая 2015 в 14:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия формирования ключевых компетентностей в игровой деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем светлана сяйлева (УИ 34891) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД