Ирина Ручьёва
Использование ИКТ в обучении воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то,
чего он не знает»
Георг Зиммель
Информационно-коммуникационные технологии, как прогрессивный двигатель современного общества, широко используются во всём мире и в различных сферах деятельности, так как являются наиболее доступным и коммуникабельным средством сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Публикация «Использование ИКТ в обучении воспитанников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в сферу образования, использование ИКТ признаётся важнейшим национальным приоритетом, ставящим компьютерные технологии, в настоящее время, не просто вспомогательным средством в воспитании и обучении, а ядром развивающей предметной среды, значительно повышающей уровень и качество образовательного процесса.
Использование ИКТ воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет педагогу, наиболее полно развить и успешно реализовать способности ребёнка дошкольного возраста.
Поэтому, в своей профессиональной педагогической деятельности, наряду с традиционным обучением я широко применяю все возможности, которые предоставляет мне использование информационно-коммуникативные технологии.
Проблемой, над которой я работаю, является создание и эффективное использование предметно-развивающего пространства средствами ИКТ в воспитательно - образовательном процессе, в частности в образовательной области «Коммуникация».
Целью моей работы, является использование ИКТ в обучении воспитанников, создание в образовательном процессе наиболее благоприятных условий, позволяющих мне качественно улучшить развивающую среду, вербализировать обучение и подготовить разносторонне развитые личности.
Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы активизировать использование информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми, которые, как я считаю, служат:
повышением познавательной мотивации воспитанников;
обогащением кругозора и словарного запаса;
развитием соответствующих возрасту ребёнка умений;
развитием пространственного мышления;
ускорением усвоения ребёнком подаваемого материала;
созданием положительного эмоционального настроя;
Актуальность опыта, обусловлена широким распространением и внедрением новых информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни. Я считаю, что грамотное использование ИКТ в организации образовательного процесса поможет мне обогатить образовательное пространство и повысить качество обучения детей старшего дошкольного возраста, а в дальнейшем эффективно внедрять в свою педагогическую практику ФГОС ДО.
Адресная направленность. Мой опыт работы показывает, что построение образовательного процесса с использованием информационных технологий позволяет мне наиболее полно развивать и реализовывать способности детей 4-7лет. Активно использовать данные технологии в работе с родителями воспитанников.
Проблемы возникающие при использовании ИКТ в моей работе, заключается в нехватке технического оборудования.
Ценность моей работы заключается в,
повышении эффективности процесса обучения;
активизации познавательной деятельности детей;
формировании у детей навыков использования ИКТ для дальнейшего применения их в начальной школе;
Реализация использования информационных технологий проводится мной в различных формах:
презентации (наглядный и демонстрационный материал, дидактические игры, слайд-шоу, электронные энциклопедии, комплексы зрительных гимнастик, музыкальные физминутки и т. д.)
просмотр обучающих мультипликационных видеофильмов
При помощи таких технических средств как:
Ноутбук
Телевизор
DVD плейер
Музыкальный центр
Применение мультимедийных презентаций, помогает мне представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке, сделать его эффективным средством наглядности в образовательном процессе и вызывать у детей огромный интерес в его изучении. Использование наглядного и демонстрационного материала в презентации позволяет мне моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, а также развить широкий спектр навыков и представлений у моих воспитанников.
Просмотр обучающих мультипликационных видеофильмов, используемый мною как средство наглядного обучения, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом их познавательной активности.
Принципы работы по использованию ИКТ.
Использование в воспитательно - образовательном процессе мультимедиа помогает мне реализовывать такие принципы:
Принцип наглядности. Который позволяет мне использовать на своих занятиях иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Что помогает мне как воспитателю, повысить уровень усвоения и задействовать все каналы восприятия моих воспитанников - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
Принцип последовательности: помогает дошкольникам запомнить новую информацию в большем объеме и более прочно;
Принцип системности: использование презентаций позволяет разработать систему занятий по одной теме, а также выводить на экран элементы предыдущих занятий, объяснять новое.
Принцип социализации направлен на осуществление развития у моих воспитанников социальных способностей;
Принцип развития коммуникативных способностей формирует у моих воспитанников умения ценить и уважать окружающих, относиться гуманно к другим людям, умение общаться, отстаивать свою позицию;
Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно выводить на экран разно уровневые задания.
Формы и методы, используемые в воспитательно-образовательном процессе.
Мною применяется 3 основных формы использования ИКТ :
1. Непосредственное применение в воспитательно-образовательном процессе.
2. Применение ИКТ в проведении досугов и развлечениях.
3. Организация работы с родителями воспитанников не только в группе но и в семье.
С учё том возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников я построила свою работу на таких методах как:
Метод демонстраций используемый мною для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
Метод иллюстраций позволяющий мне показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).
Дидактический метод помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.
Словесный (беседа, рассказ, пересказ) с сопровождением слайдов.
Работа с родителями.
Использование информационных технологий в работе с родителями предоставляет мне возможность проводить различные консультации, родительские собрания, развлекательные мероприятия с применением наглядного и демонстративного материала; оформлять информационные стенды, групповую документацию в красочной и эстетической форме. Способствует созданию работоспособной системы поддержки семейного воспитания, активизации педагогического и культурного сознания родителей,
участию родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
рост объема информации;
оперативное получение информации;
Результативность
Использование ИКТ в образовательном процессе позволило мне:
сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
сформировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
повысить мотивацию к обучению учащихся;
повысить уровень речевого развития
эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста во взаимодействии детского сада и семьи.
Хочется отметить, что использование ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста позволило мне увеличить количество детей с высоким уровнем освоения основной образовательной программы МБДОУ «Дюймовочка» п. Нового в образовательной области «Коммуникация».
Данные педагогической диагностики показывают, что количество детей с низким уровнем освоения образовательной области «Коммуникация» в конце года уменьшилось на12; количество детей со средним уровнем уменьшилось на 15%; количество детей с высоким уровнем освоения образовательной области «Коммуникация» в конце года увеличилось27%. В связи с этим, я делаю вывод о том, что применение в организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий эффективно. Поэтому мною планируется дальнейшее использование данной педагогической технологии на следующий учебный год (старшая дошкольная группа).
Вывод учитывая «Концепцию модернизации образования» я считаю, что использование информационных технологий в современном дошкольном образовании позволяет мне внедрять инновационные технологии, значительно расширяя мои возможности в сфере обучения дошкольников, наиболее полно и успешно реализовать развитие их способностей. Таким образом, использование информационных технологий при взаимодействии с родителями воспитанников, помогает мне воспитывать разносторонне развитую личность.