Получи документы

Проект «Формирование интереса у детей 6–7 лет к культуре чувашского народа»

Михайлова Надежда
Проект «Формирование интереса у детей 6–7 лет к культуре чувашского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование интереса у детей 6-7 лет к культуре чувашского народа"

Михайлова Надежда Петровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Кугесьский детский сад «Колосок», Чувашская Республика

Тип проекта : познавательный,творческий.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: среднесрочный

Участники проекта :

Публикация «Проект „Формирование интереса у детей 6–7 лет к культуре чувашского народа“» размещена в разделах

дети подготовительной группы, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный работник.

Актуальность.

В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Чтобы восполнить в обществе дефицит культуры, нравственности, духовности, нужно возвращать национальную память, по-новому научить людей: «по-новому относится к старинным праздникам, традициям, обрядам, декоративно – прикладному искусству, культуре, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Решение проблемы духовно – нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения является дошкольное образовательное учреждение. Беспокоит сегодня то, что народ начинает забывать традиции, обычаи, язык. Чтобы чувашский народ не растворился, не потерялся в истории, а сберег свои традиции, обычаи, песни. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выделяются единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиции народов РФ в условиях многонационального государства. В национальной доктрине образования в РФ», говорится о том, что система образовании признана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; развитие культуры межэтнических отношений. Основы воспитания детей на традициях национальной культуры заложены в работах К. Д. Ушинского, Е. И. Водовозовой, Е. И. Тихеевой. Дальнейшей разработкой с позиции нравственного совершенствования личности ребенка представлена в исследованиях Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, Э. К. Сусловой. Г. Н. Волков, впервые в науке применивший термин «этнопедагогика», отметил: «… без традиции нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».

Актуально уделяя особое внимание формированию у детей национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения, к людям других национальностей, развития интереса к национальной культуре и традициям, выполнение тем самым Государственной программы реализации закона «О языках в Чувашской Республике» (от 27.10.1990 г.)

Для проведения такой работы с детьми дошкольного возраста мною разработан проект по формированию у детей представлений о чувашской национальной культуре. Целью которого является - формирование интереса у дошкольников к культуре чувашского народа

Анализ ситуации

О значении изучения культуры своего народа, о приобщении подрастающего поколения к своим культурным традициям и развитии уважения к традициям других народов говорится со страниц современных национальных газет, с экранов национального телевидения и других СМИ.

Современные проблемы общества сводятся к потребности развития нравственно-патриотических чувств дошкольников, потребности их ознакомления с национальным искусством, обычаями, обрядами и пробуждению у детей интереса к национальному фольклору и музыке. Ведь детство — это период жизни, когда человек способен с большим интересом и искреннее изучать истоки национальной культуры.

Все народы придумывают стихи, сказки, песни, игры. Они передаются от поколения к поколению, воспевая такие нравственные ценности как добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Устное народное творчество, воспринимаемое детьми на языке оригинала во время чувашских праздников, способствует решению не менее важных задач обучения чувашскому языку. Изучение родного языка становится ценнейшим приобретением в жизни ребенка.

Таким образом, устное народное творчество является мощным рычагом, способным оказать свое неоспоримое воздействие на формирование патриотичной личности, интересующейся, любящей и придерживающейся традиций своего народа.

К сожалению, современное поколение родителей не считает вопросы патриотического воспитания детей приоритетными, не интересуются ими и не понимают важность данной проблемы. Поэтому необходимое условие нравственно-патриотического воспитания детей — это тесный контакт с родителями воспитанников, основанный на такте и терпении.

Анализ внешней среды.

Должно быть обязательно,

Кроме родителей,

Четыре коня, как четыре матери:

Родная земля,

Родной язык,

Родная культура,

Родная история.

Развитие культуры и всего человечества невозможно без знаний о прошлом. Дерево без корней обречено на засыхание, а народ без памяти о прошлом обречен на исчезновение. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С. Пушкин)

Из поколения в поколение человечество передает своим потомкам ценный, отфильтрованный веками опыт бытия. Всё это дошло до нас в виде пословиц, поговорок, сказок, легенд, песен, загадок, которые хранят в себе духовное и нравственное богатство, педагогический опыт народа, связывая настоящее с прошлым. Наша задача – сохранить эти богатства и передать следующим поколениям.

На протяжении многовековой истории чувашский народ создавал немало художественных ценностей.

Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности, компоненты культуры любого народа : устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники и обычаи.

Фольклор чувашского народа, как и любого другого, богат и разнообразен. Он представлен героическими потешками, прибаутками, скороговорками, дразнилками, считалками, пословицами и поговорками, загадками.

Чувашская пословица гласит : «Аун мрйине ан тнтер» - «Не разваливай печь своего отца», что значит – не забывай прошлого, своих корней.

Все мы любим свою прекрасную Чувашию. Её история не менее увлекательна и драматична, чем история других народов, но она более близка нам потому, что её героями являются наши предки.

Ознакомление детей с ней поможет им лучше понять и полюбить историю своего народа и всей страны.

Изучение жизни людей, живших много лет назад на чувашской земле, их быта, нравов, орудий и условий труда, вещей, которые их окружали, поможет ответить на вопросы: «С чего начинается Родина?», «Кто мы?», «Откуда пришли?», «Где наши корни?» и история чувашского народа станет детям близкой и понятной, и дети будут знать историю своего народа и гордится ею.

Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей его многовековой истории.

История и культура народа не только открывает человеку окно в мир, они помогают ему понять современность, которую по-настоящему можно оценить не только в свете тысячелетий. Культура чувашского народа представляет собой насущную необходимость для становления личности ребенка и является средством формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Одним из компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Народный праздник, - по определению Большой Советской энциклопедии – «Праздник, уходящий своими корнями к народным традициям». Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

В процессе ознакомления детей с традициями, обычаями, у детей формируется интерес как к родному краю, природе, культуре, так и красивым предметам быта, изделиям народно-прикладного искусства.

Дети узнают, как проводились праздники в Чувашии в старину, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается чувашский национальный характер. Это удаль и размах, искренность и талант, быт и искусство.

Ознакомление детей с культурой, обычаями, традициями, обрядами чувашского народа в старину дает основу для реализации задач по формированию у детей чувашского национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа, обеспечивает личностное развитие ребенка, развивает чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим: внимательность, отзывчивость, чуткость, тактичность, общительно

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, является воспитание у подрастающего поколения любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа, чувства гордости за свою Родину.

Анализ внешней среды

Сильные стороны Слабые стороны

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Закон ЧР «Об образовании»

3. Закон ЧР «О языках в ЧР».

1. Недостаточное обеспечение материально-

технической базы;

2. Недостаточный уровень осознания родителями

о целесообразности изучения чувашского

языка и

привлечение к культуре чувашского народа.

Анализ внутренней среды.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кугесьский детский сад «Колосок» находится в поселке Кугеси Чебоксарского района. Проблема над которой работает МБДОУ – приобщение детей к культуре чувашского народа через устное народное творчество.

В детском саду имеется микромузей. Музей отражает старинный быт и колорит наших предков. Там находятся подлинные изделия чувашских умельцев. Наши коллеги привозили их из разных районов нашей республики, принесли и родители. Мы часто бываем там, проводим занятия, интересные беседы, читаем стихи и произведения. Совместно с музыкальным руководителем дети разучивают чувашские песни, чувашские хороводные игры и танцевальные движения. В детском саду есть детская фольклорная группа, которая участвует в разных конкурсах, концертах, презентациях. Частые выезжают в музей «Бичурин и современность». В 2016 году, мы с детьми участвовали в республиканском конкурсе фестивале «Хунав» с чувашской народной сказкой «Ташлакан тиле», и в номинации «Асамла юмах тенчи» заняли призовое место и удостоились получить диплом победителя. Диплом получила и наша Даша Бочкарева в номинации «Янра, саввам, хыттанрах"

Анализ внутренней среды высветил сильные стороны: интерес дошкольников к чувашской культуре; желание большинства родителей заложить начальную базу в целях подготовки детей к обучению чувашскому языку в школе. К слабым сторонам мы отнесли следующие факты: недооценка родителями значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном детстве, чувашской культуры в развитии личности детей; низкий уровень знаний чувашских праздников, традиций и обычаев у детей.

Анкетирование родителей раскрыло их образовательный и национальный составы. Результаты показали, что большинство современных родителей сами не знают произведений устного народного творчества чувашского народа и не знакомят с ними своих детей.

Все это позволило сделать вывод, что в работе с детьми необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по формированию нравственно-патриотической личности, ознакомлению детей с чувашскими праздниками, активно использовать народный фольклор. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Цель проекта :

Разработать систему работы по формирование интереса у дошкольников к культуре чувашского народа.

Задачи проекта :

1. Изучить проблему и научно-педагогическую литературу по формированию интереса детей к культуре чувашского народа, любви к малой Родине-Чувашии, национальности;

2. Развивать у детей интерес к художественным произведениям устного народного творчества, народно-прикладного искусства;

3. Повысить педагогическую культуру родителей;

4. Создать развивающую среду, направленной на формирование положительного отношения к национальной культуре своего народа на основе подбора материала устного народного творчества.

Этапы проекта

Этапы проекта :

I этап

(подготовительный)

• Разработка проекта;

• Разработка перспективного плана реализации проекта;

• Подбор приемов и методов;

• Подбор художественной литературы для чтения;

• Разработка анкет для родителей;

• Диагностическое изучение знаний и представлений детей о чувашских праздниках, традициях, обычаях, истории, быте;

• Анкетирование родителей по выявлению мнений о значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном

детстве, чувашской культуры в развитии личности детей;

• Составление картотеки чувашских игр, сказок, потешек, песен и др. ;

Приобретение пособий, игр;

• Подготовка материалов для оформления папок-передвижек для родителей;

• Подготовка материалов для проведения консультаций для родителей;

II этап

(основной)

С детьми:

• Беседы;

• Чтение художественной литературы;

• Заучивание стихов;

• Заучивание песен;

Чувашские игры;

• Экскурсии в детскую библиотеку;

• Экскурсии в школу № 1;

• Экскурсии в музей им. Бичурина;

• Встречи с современными чувашскими поэтами и писателями;

• Ознакомление с традициями чувашского народа;

• Рассматривание предметов одежды чувашского костюма;

• Рассматривание предметов чувашского быта;

• Выставка индивидуальных и групповых детских работ;

• Выставка работ, выполненных совместно с родителями;

Оформление информационного стенда;

Оформление папок-передвижек;

Оформление альбомов;

С родителями:

Работа с родителями:

• Мастер класс по изготовлению чувашских дидактических игр;

• Изготовление кукол в национальных костюмах;

• Составление генеалогического древа своего рода;

• Конкурс чувашских блюд;

• Родительское собрание;

• Индивидуальные консультации по запросам родителей;

Оформление прихожей и группы в чувашском стиле.

III этап

(заключительный)

• Совместный праздник чувашские посиделки «У бабушки Анюк».

.Постановка сказки «Ташлакан тиле»

Работа с родителями:

• Повторное диагностическое изучение знаний и представлений детей о чувашских праздниках, традициях, обычаях, истории, быте.

• Повторное анкетирование родителей по выявлению мнений о значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном детстве, чувашской культуры в развитии личности детей;

• Индивидуальные беседы и консультации.

Форма работы с детьми :

Специально-организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Сентябрь

Чувашские народные игры : «Дождь и солнце», «Что делаешь?».

Элементы малого фольклора: Чистоговорки, загадки про осень.

Стихи: Чтение стихотворения П. Ялкира «Наступает осень».

Песни: Заучивание чувашской народной песни «В небе поет журавль».

Беседа «Бабушкин сундук».

Рассматривание предметов одежды чувашского костюма : масмак, тухья.

Диагностическое изучение знаний и представлений детей о чувашских праздниках, традициях, обычаях, истории, быте.

Анкетирование родителей по выявлению мнений о значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном детстве, чувашской культуры в развитии личности детей.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

Мастер класс с родителями по изготовлениею кукол Анюк и Ванюк в национальных костюмах.

Октябрь.

Чувашские народные игры : «Подойди ко мне», «Правый — левый», «Детские игры», «Тренер и спортсмены».

Элементы малого фольклора: Чтение сказки Яковлева И. Я. «Как искали лошадь». Считалка: «Сколько гвоздей нужно, чтобы починить тележку?»

Стихи: Заучивание стихотворения П. Ялкира «Детский сад»; Чтение стихотворения Н. Васильева «Друг петушок»; Чтение стихотворения П. Эйзина «Утром».

Песни: Заучивание песни «Самолет», музыка А. Токарева, слова Е. Афанасьева.

Встреча с заслуженным художником РФ Симаковой М. В. Почетным гражданином Чебоксарского района.

Оформление папки-передвижки «Интересные памятники в Чебоксарах».

Мастер класс с родителями по изготовлению чувашских дидактических игр «Что это?», «Найди правильно», «Любимые сказки», «Найди маму», «Разные цветы», «Чувашские наряды», «Времена года» и т. д.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Ноябрь.

Чувашские народные игры : «Свекла», «Сбор капусты», «Который лишний?»

Элементы малого фольклора: Загадки про овощи, считалка «Две морковки, один лук — я останусь, ты выходишь».

Стихи: Чтение стихотворения В. Давыдова-Анатри «Почему вкусно?»; Чтение рассказа Л. Толстого «Яблоня».

Песни: Заучивание песни «Яблоко», музыка Ф. Лукина, слова В. Давыдова-Анатри.

Экскурсии СОШ №1.

Рассматривание предметов чувашского быта.

Выставка индивидуальных и групповых детских работ «Кукольные игры».

Оформление национального уголка.

Организация и проведение развлечения: «День урожая».

Декабрь.

Чувашские народные игры : Хороводные игры «Ель», «Зима», «Вместе поиграем».

Элементы малого фольклора: Загадки о временах года, о елке, о Дед Морозе, о зайчике.

Стихи: Чтение стихотворения Ю. Смирнова «Кто украсил окна?»; Чтение стихотворения Е. Афанасьева «Снег»; Чтение отрывка стихотворения Р. Сарпи «Новый снег».

Песни: Заучивание песни «Пойдем на елку», музыка Г. Лискова, слова А. Калкана.

Оформление альбома «Знаменитые люди Чувашии».

Семейный конкурс чувашских блюд «Чувашская кухня».

Организация и проведение развлечения «Праздник помощи».

Январь.

Чувашские народные игры : «Иди-иди играть», «Один-много», «Узнай меня», «Не проспи».

Элементы малого фольклора: Заучивание потешки «Баю-баюшки»; заучивание потешки «Этот палец бабушка…».

Стихи: Заучивание стихотворения В. Давыдова-Анатри «Белый пароход»; Чтение стихотворения П. Ялкира «Мишка».

Песни: Заучивание песни «Наша главная улица», автор Ф. Павлов.

Выставка работ, выполненных совместно с родителями «По страницам чувашских сказок».

Оформление информационного стенда «Из истории города».

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Организация и проведение развлечения «Рождественские

гадания».

Февраль.

Чувашские народные игры : «Расходитесь», «Один и много», «Что нужно?».

Элементы малого фольклора: Театральная постановка сказки «Репка».

Стихи: Заучивание отрывка стихотворения А. Ильина «Мама».

Песни: Заучивание чувашской народной песни «Выходи-ка, Ваня», музыка Г. Лискова слова Н. Ваданкка.

Экскурсии в краеведческий музей.

Семейное составление генеалогического древа своего рода «Моя родословная».

Организация и проведение праздника «Масленица».

Март.

Чувашские народные игры : «Иголка, нитка, узелок», «Что делаешь?», «Семь родственников».

Элементы малого фольклора: Театральная постановка сказки «Колобок», Потешка «Пчелка Жу-жу», Чистоговорки.

Стихи: Заучивание отрывка стихотворения К. Иванова «Весна».

Песни: Заучивание чувашской народной песни «Дед и баба».

Беседа «Загадки чувашского узора».

Встреча с чувашским поэтом Э. И. Патмаром.

Оформление альбома «По улицам поселка Кугеси».

Организация и проведение праздника «Пасха».

Апрель.

Чувашские народные игры : «Дождь и солнце», «Сороки и грачи», «Летает-не летает».

Элементы малого фольклора: Загадки о временах года; Потешка «Утка Кря-кря».

Стихи: Чтение рассказа И. Яковлева «Рыбак и рыбка».

Песни: Заучивание песни «Песня скворца», музыка Г.

20

Лискова, слова Н. Шелепи.

Экскурсии в Кугесьскую детскую библиотеку.

Повторное диагностическое изучение знаний и представлений детей о чувашских праздниках, традициях, обычаях, истории, быте.

Повторное анкетирование родителей по выявлению мнений о значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном детстве, чувашской культуры в развитии личности детей.

Оформление папки-передвижки «Где отдохнуть в Чувашии, если летом не дали отпуск».

Оформление прихожей и группы в чувашском стиле.

Постановка чуваашской сказки «Ташлакан тиле».

игры: «Надень тухью», «Подними платок», «Купите вещи».

Элементы малого фольклора: Загадки об одежде и обуви; Потешка «Купим платье».

Май.

Чувашские народные игры : «Надень тухью», «Подними платок», «Купите вещи».

Элементы малого фольклора: Загадки об одежде и обуви; Потешка «Купим платье»

Стихи: Заучивание стихотворения В. Давыдова-Анатри «Белая береза».

Песни: Заучивание чувашской народной песни «Белая береза».

Беседа «В краю ста тысяч песен».

Родительское собрание.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Организация и проведение праздника «Праздник окончания весеннего сева».

Совместный анализ проведенной работы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Формирование интереса и любви к книге» для детей 5–6 лет b]Цель:[/b] Формирование интереса и любви к книге. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; Выявить знание детских.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля»Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование интереса у детей 6–7 лет к культуре чувашского народа»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 20:56
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование интереса у детей 6–7 лет к культуре чувашского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Михайлова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД