Вероника Рыбакова
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Формирование готовности детей к школе, коррекция неготовности»
▼ Скачать +Заказ
Выполнила Рыбакова В. А.
педагог-психолог МОУ «СОШ №35» г. Вологда
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Формирование готовности детей к школе, коррекция неготовности».
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Формирование готовности детей к школе, коррекция неготовности“» размещена в разделах
Пояснительная записка
Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет, проходит его обучение в образовательном учреждении.
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.
Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.
Задачи:
-Активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;
-Развитие познавательных психических процессов (внимание, мышление, память, восприятие);
-Формирование предпосылок учебной деятельности;
- Повышение мотивационной готовности детей к школе.
В рамках коррекционно-развивающей работы занятия проводятся по подгруппам или индивидуально. Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста 5,5-7 лет, которые могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, по подгруппам (6 детей) и индивидуально, один — два раз в неделю.
Длительность занятия 30-35минут.
План занятия
1) Ритуал приветствия -2 мин.
2) Разминка -2 мин.
3)Основная часть -28 мин.
4) Релаксация- 3 мин.
5)Рефлексия занятия - 2 мин.
6) Ритуал прощания - 1 мин.
В процессе работы психолог может ввести следующие правила поведения на занятиях :
— говорить по очереди, не перебивая друг друга;
— всем слушать того, кто говорит;
— соблюдать правила игр и упражнений;
— доводить начатое дело до конца;
— учитывать запрет на выкрикивания типа «Можно я», «Дайте мне».
Во время проведения занятий психолог оказывает индивидуальную помощь, дает указания как общие, так и индивидуальные; проверяет правильность выполнения детьми заданий.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Цель: сплочение группы, создание эмоционально положительного климата
Игра ''Давайте познакомимся!''.
Мяч передается по кругу, дети называют свое имя и говорит какое у него сегодня настроение. Психолог (выставляет игрушечного петрушку). - К нам в гости пришел петрушка, давайте с ним поздороваемся.
- Здравствуй, петрушка!
- Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.
- Что с тобой, петрушка?
Петрушка (за него говорит психолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания.
Психолог. Поможем петрушке? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, петрушка вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).
Разминка
Цель: включение учащихся в общий ритм, снятие излишнего мышечного напряжения.
Ход
Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Основная часть
Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.
1 упражнение «Запомни узор»
Цель: развивать зрительную память.
Материал: листы белой бумаги, карандаши.
Ход
Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.
Проверка:
1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания
2. Взаимопроверка
3. Психолог показывает : «У всех, ребята, получился такой рисунок?»
4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»
Петрушка: Я вспомнил, меня зовут ПЕТЯ!
Психолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, петрушка. вспомнит, где он живет».
2 упражнение «Исправь ошибку»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Ход
Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Эй! Не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не миска (киска!
петрушка Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.
Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)
Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова (вращение головой в стороны).
Раз – два –три – четыре - пять,
Ноги нам пора размять (приседания).
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).
От разминки польза есть?
Что ж пора на место сесть. (дети садятся).
Психолог (читает письмо дальше). «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, петрушка вспомнит свой возраст».
3 упражнение. «Разрезные картинки»
Цель: развивать мышление, восприятие.
Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.
Ход
Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.
Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.
Называют полным предложением: У Петрушки друг – зайчик.
Петрушка. Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.
Психолог (читает письмо дальше, «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».
4 упражнение «Будь внимателен»
Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.
Ход
Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)
Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)
Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)
Петрушка. Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Спасибо большое за помощь!Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.
Психолог убирает игрушку.
Релаксация
Цель: снятие психоэмоционального напряжения
Ход
«Сосулька».
Ребятам предлагается представить, что он - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.
Рефлексия.
Цель: проанализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой, получить обратную связь
Ход
Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.
Ритуал прощания
«Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.
Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.