Гульзат Утегенова
Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников посредством знакомства с героями русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
В. А. Сухомлинский
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников посредством знакомства с героями русских народных сказок» размещена в разделах
Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, и все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр у детей искажаются представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.
Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Все эти чувства может дать русская народная сказка.
Цель: формирование духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с героями русских народных сказок.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Формировать умение различать добро и зло, любить добро на примере героев русских народных сказок, чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия, приобщать детей к чтению художественных произведений, через восприятие сказочной проблемной ситуации.
3. Развивать умение анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других людей, делать нравственный выбор.
4. Развивать совместное творчество родителей и детей, привлечь родителей к чтению русских народных сказок.
Для достижения цели мы вместе с родителями создали необходимые условия в группе. В книжный уголок – были внесены книжки- малышки русских народных сказок, иллюстрированные разными художниками; иллюстрации, открытки с изображением героев сказок;
в речевую зону - внесены дидактические и настольно-печатные игры по теме; изготовили и разные виды театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный на конусах, перчаточный, пальчиковый);
Уголок изодеятельности пополнили раскрасками с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалами для творческих работ, репродукциями картин по русским народным сказкам.
Мы с детьми читали сказки по программе «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. : «Сивка-бурка», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Три поросенка» и знакомые на слух сказки «По щучьему велению», «Кот-воркот», Котофей Котофеевич», «Заяц- хваста».
В беседе по сказке «Три поросенка» дети отметили, что сказка учит быть сильными, ловкими, храбрыми, но главное дружными. Мы с детьми рассматривали иллюстрации, а затем разыграли одну из цен произведения в пальчиковом театре.
Сказку «Три медведя» прослушали в аудиозаписи в диалоге оценивали поступки героев.
Сказку «Гуси лебеди», мы с детьми проиграли используя настольный театр эта сказка не программная, но дети ее знают т. к. дома читали с родителями, у нас много в группе самостоятельно читающих детей. Эта сказка наглядный пример взаимопомощи, доброты, отзывчивости.
Мы провели анонимное анкетирование: часто ли родители оценивают положительные и отрицательные поступки детей. Результаты подведенных итогов показали, родители не благодарят детей считают, что это норма. В основном, родители реагируют на плохие поступки. Мы провели консультационную беседу с родителями, о том что положительные поступки нужно оценивать.
Считаем, что такая работа с родителями, поможет ребенку развить или приобрести то или иное положительное качество - наиболее эффективная форма единого воспитания детей в семье.
Мы участвовали в проекте «Читаем вместе с папами» в рамках реализации проекта «Сказки во имя Мира». в группу приходили папы. Бичевой Андрей Евгеньевич, Толмачев Илья Александрович -читали русские народные сказки и проводили беседу с детьми. Дети с удовольствием беседовали с папами, говорили свое мнение о героях сказок и выражали свое отношение как к положительным персонажам, так и отрицательным.
Таким образом, используя русские народные сказки, мы могли:
-Формировать представления о духовно-нравственных качествах : добре, милосердии справедливости, трудолюбии, послушании.
-Формировать уважительное отношение к родителям старшим, сверстникам и младшим.
-Расширить представления о душевной и физической красоте человека;
-Развить эмоциональную отзывчивость на сказки.
-Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в жизни группы, принимать участие в творческих проектах совместно с детьми.
Сказки помогают детям детей сравнивать, сопереживать, формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал.
В сказках всегда побеждает именно добро, является одним из важнейших факторов в воспитании детей. Зная это, малыш будет больше уверен в своих силах и гораздо легче сможет справляться с жизненными трудностями, воспринимать какие-то неудачи. Разумеется, жизнь обязательно внесет свои коррективы, но подсознание будет бережно хранить первые уроки, которые человек, будучи ребенком, вынес из сказок.
Список использованной литературы
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352
2. https://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования