Получи документы

Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников посредством знакомства с героями русских народных сказок

Гульзат Утегенова
Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников посредством знакомства с героями русских народных сказок

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

В. А. Сухомлинский

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников посредством знакомства с героями русских народных сказок» размещена в разделах

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, и все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр у детей искажаются представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.

Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Все эти чувства может дать русская народная сказка.

Цель: формирование духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с героями русских народных сказок.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Формировать умение различать добро и зло, любить добро на примере героев русских народных сказок, чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия, приобщать детей к чтению художественных произведений, через восприятие сказочной проблемной ситуации.

3. Развивать умение анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других людей, делать нравственный выбор.

4. Развивать совместное творчество родителей и детей, привлечь родителей к чтению русских народных сказок.

Для достижения цели мы вместе с родителями создали необходимые условия в группе. В книжный уголок – были внесены книжки- малышки русских народных сказок, иллюстрированные разными художниками; иллюстрации, открытки с изображением героев сказок;

в речевую зону - внесены дидактические и настольно-печатные игры по теме; изготовили и разные виды театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный на конусах, перчаточный, пальчиковый);

Уголок изодеятельности пополнили раскрасками с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалами для творческих работ, репродукциями картин по русским народным сказкам.

Мы с детьми читали сказки по программе «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. : «Сивка-бурка», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Три поросенка» и знакомые на слух сказки «По щучьему велению», «Кот-воркот», Котофей Котофеевич», «Заяц- хваста».

В беседе по сказке «Три поросенка» дети отметили, что сказка учит быть сильными, ловкими, храбрыми, но главное дружными. Мы с детьми рассматривали иллюстрации, а затем разыграли одну из цен произведения в пальчиковом театре.

Сказку «Три медведя» прослушали в аудиозаписи в диалоге оценивали поступки героев.

Сказку «Гуси лебеди», мы с детьми проиграли используя настольный театр эта сказка не программная, но дети ее знают т. к. дома читали с родителями, у нас много в группе самостоятельно читающих детей. Эта сказка наглядный пример взаимопомощи, доброты, отзывчивости.

Мы провели анонимное анкетирование: часто ли родители оценивают положительные и отрицательные поступки детей. Результаты подведенных итогов показали, родители не благодарят детей считают, что это норма. В основном, родители реагируют на плохие поступки. Мы провели консультационную беседу с родителями, о том что положительные поступки нужно оценивать.

Считаем, что такая работа с родителями, поможет ребенку развить или приобрести то или иное положительное качество - наиболее эффективная форма единого воспитания детей в семье.

Мы участвовали в проекте «Читаем вместе с папами» в рамках реализации проекта «Сказки во имя Мира». в группу приходили папы. Бичевой Андрей Евгеньевич, Толмачев Илья Александрович -читали русские народные сказки и проводили беседу с детьми. Дети с удовольствием беседовали с папами, говорили свое мнение о героях сказок и выражали свое отношение как к положительным персонажам, так и отрицательным.

Таким образом, используя русские народные сказки, мы могли:

-Формировать представления о духовно-нравственных качествах : добре, милосердии справедливости, трудолюбии, послушании.

-Формировать уважительное отношение к родителям старшим, сверстникам и младшим.

-Расширить представления о душевной и физической красоте человека;

-Развить эмоциональную отзывчивость на сказки.

-Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в жизни группы, принимать участие в творческих проектах совместно с детьми.

Сказки помогают детям детей сравнивать, сопереживать, формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал.

В сказках всегда побеждает именно добро, является одним из важнейших факторов в воспитании детей. Зная это, малыш будет больше уверен в своих силах и гораздо легче сможет справляться с жизненными трудностями, воспринимать какие-то неудачи. Разумеется, жизнь обязательно внесет свои коррективы, но подсознание будет бережно хранить первые уроки, которые человек, будучи ребенком, вынес из сказок.

Список использованной литературы

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352

2. https://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников посредством знакомства с героями русских народных сказок
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 13:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД