Ульяна Докучаева
Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками через игровые ситуации
▼ Скачать
С возрастом взаимодействия сверстников становятся разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источником конфликтных ситуаций. Причины для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётного желание последовать примеру сверстников.
Повод для конфликта уже есть (пример) : ребёнок долго одевался, в результате все машины разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше - всем известно.
Публикация «Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками через игровые ситуации» размещена в разделах
Разумный выход: научить дружелюбно выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые дети быстро привыкают к этому и используют его в ущерб другим.
Длительное совместное пребывание 15 детей порождает необходимость считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.
Есть два подхода к решению этой проблемы.
I. Вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;
II. Вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам
поведения.
Второй подход заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.
Работа в этом направлении должна опираться на следующие психологические особенности дошкольника :
1). Способность при определённых условиях осознать негативные стороны собственных действий. Дошкольник в процессе своих действий думает преимущественно о той цели, к которой стремится, а не о средствах её достижения.
Например: толкая сверстника на пути к маме, ребёнок думает о ней, а не о переживаниях другого. Оценка поведения ребёнка обозначает для него отношение взрослого, но не затрагивает главного (приход мамы вызвал искреннего радость) и поэтому крайне редко западает в детскую душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторной ситуации.
2). Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения. В основе этого приёма лежит принятие ребёнком роли того кто страдает от его действий.
3) Включение положительных форм поведения в представлении детей о себе. Положительные представления ребенка о себе можно выразить так: «Я помогаю дедушке»; «Я защищаю птичек» и т. д.
При использовании этого приё ма нужно иметь в виду одно обстоятельство: - тот факт, что помочь - это хорошо, вовсе не означает для ребёнка, что отказать в помощи - это плохо. Большинство детей к четырем годам отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают, что с товарищем нужно делиться, нужно уступать и помогать.
Однако в реальной жизни поступки детей в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых правил поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свой действия. Эта причина - «невнимательность» - закрывает другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Нужно прежде всего формировать нравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».
Основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию фиксации ребенка на собственном «Я» за счёт развития внимания и сопричастности к сверстнику. Нужно формировать чувство общности и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. Ни каких оценок, реальных предметов и соревновательного начала.