Анна Михайленко
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Фонетико-фонематическое нарушение речи – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное незавершенностью фонематических процессов у детей с сохранным физическим слухом и интеллектом.
Это нарушение выражается в:
заменах звуков более простыми по артикуляции
искаженном произношении звуков (боковое, горловое, межзубное, носовое)
недифференцированном (смягчённом) произношении звуков
нестойком употреблении звуков (смешение в сложных словах, в самостоятельной речи)
Темочки:
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Результатом снижения фонематического слуха являются трудности операций звукового анализа и синтеза (трудности выделения заданного звука в слове, отбор картинок и придумывание слов с заданным звуком и т. д.).
В школьном возрасте: пропуск букв, замены букв, перестановка букв и слогов.
Преодоление ФФН у дошкольников.
1. Проведение диагностического исследования ФФНР: различение неречевых и речевых звуков, повторение слоговых цепочек, разных по акустическим и артикуляционным характеристикам.
2. Развитие фонематического восприятия на основе неречевых звуков, позже на речевых звуках.
3. Развитие фонематического внимания, слуховой памяти.
Рекомендации родителям:
Упражнения на узнавание неречевых звуков:
1. Знакомим ребенка с 3 звучащими предметами: послушай «песенку» (звеним, стучим, трясем предметами для получения звука). Затем взрослый предлагает ребенку отвернуться, на слух определить, чья «песенка» звучала.
2. Перед ребенком 5 предметов из разного материала. Взрослый деревянным карандашом извлекает из каждого предмета звук. Ребенку предлагается посмотреть, послушать и называть, что звучит. Позже предлагается выполнение только со слуха, т. е. ребенок отворачивается и называет звучащий предмет.
3. Ребенку предлагается со слуха определить ранее знакомые предметы и действия с ними взрослого, и рассказать о них.
4. В одинаковые по размеру и материалу баночки насыпают разные сыпучие продукты (гречку, манку, рис, макароны, или мелкие предметы (скрепки, пуговицы, фантики от конфет, фольгу и т. п.). Ребенку предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждой баночки. Потом поочередно встряхивая, угадывать, что в ней находится. Или сделать по типу игры «Мемо» и находить среди звуков, такой же (образец).
5. Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отсуткивании – короткий звук (по предмету) и проигрывании на муз. инструменте (дудочка, пианино, губная гармошка)- длительный звук. Взрослый проигрывает ритм и просит повторить ребенка.
Упражнения на различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов:
1. «Отгадай, кто тебя позвал?» Взрослый предлагает ребенку отвернуться и угадать по голосу, кто его позвал.
2. «Кто так говорит?» Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя» и проговаривать любую фразу, изменяя тональность, силу и тембр голоса.
Упражнения на различение близких по звуковому составу слов:
1. «Поймай звук». Взрослый предлагает ребенку хлопать в ладоши, когда услышит определенный звук (С). Взрослый проговаривает ряд звуков с паузами, среди которых есть условленный. Далее, к звуку добавляется 2 звук (сэ, ка, по, са). Ребенок хлопает в ладоши на условленный звук.
2. «Поймай слово». У ребенка зеленый и красные круги (палочки, шарики и т. п.). Взрослый предлагает ребёнку поднимать красный круг, если слово произнесено неверно и зеленый – верно (банан, баман, каман, банан и т. д.).
3. «Назови похожее слово». Взрослый предлагает ребенку повторить за ним слова, и назвать похожие по звучанию.
4. «Рифмовки». Взрослый предлагает ребенку, подобрав подходящее рифмующееся слово, закончить каждое двустишие. (Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась (шишка)
Упражнения на дифференциацию слогов:
Взрослый предлагает ребенку повторять «смешные» песенки:
1. С разной ударностью: та-та-та’, ма-ма’-ма.
2. С общим гласным и разными гласными: та-то-ты, ва-ву-вы.
3. С общим согласным и разными гласными: та-ка-па, на-ва-да.
Упражнения на дифференциацию фонем:
«Поймай звук». Взрослый предлагает ребенку хлопать в ладоши, когда услышит определенный звук (С). Взрослый проговаривает ряд звуков с паузами, среди которых есть условленный. Далее, к звуку добавляется второй звук (сэ, ка, по, са, короткие слова (мак, сок, ток). Ребенок хлопает в ладоши на условленный звук.
Выполняя такие простые игровые задания, ребенок легко научится употреблять в речи нормативные звуки родного языка.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. М., 2018.
2. Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. М., 2018.
3. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. СПб. 2018.
4. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М., 2019.
5. Гаубих Ю. Г. Словарь логопеда. М., 2020.
6. Уварова Т. Б. Фонетические ритмо-рифмовки для коррекционной работы. М., 2018.
7. Назарова Е. В. Тетрадь-тренажер для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет. СПб., 2019.
8. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет. СПб., 2019.
9. Кирьянова Р. А. Игры со словами для развития речи. СПб., 2010.