МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи»

Екатерина Дудникова
Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.

Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается не правильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению ( например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания.

Публикация «Консультация для педагогов „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах

Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие,путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма). Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате негативное отношение к процессу обучения.

Поэтому, очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у вашего ребенка фонематический слух, в норме ли его произношение.

Проверить фонематический слух вы можете и сами : попросите ребенка повторить слоги попарно: СА –ЗА, ГА - КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА; ДА-ТА-ДА и т. д. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых, например: миШка - миСка, Зайка - Шайка, Рак - Лак и т. д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши: а -п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь,щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твё рдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т. д.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюканья) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребёнка развивают его фонематический слух. Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха.

Фонематический слух дает возможность научиться правильно произносить звуки. Ребенок с нормально развитым фонематическим слухом (при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой- то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, все время сравнивая его с образцом (который он слышит от окружающих).

По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то, что сами произносят или то, что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребенка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

Часто вместе с понятием «фонематический слух» специалисты употребляют и понятия «фонематическое восприятие» и «фонематический анализ и синтез».

Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое - то конкретное слово (например, возьмем слово "кот" -оно состоит из звуков:"к», «о»,"т»). Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, ж-ш, с-ш, и т. д.).

Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко - слоговой структуры слова ( которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста "паса», марка-"мара», куртка- курка»; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта»; в перестановках звуков: утка-"тука» в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата- лотапа.

Фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы хотите, чтобы ребенку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и не стеснялся лишний раз высказать свое мнение.

Публикации по теме:

Что такое фонематический слух? Как же развивать фонематический слух? Рекомендации для родителей Речь и слух неразрывно связаны. Фонематический слух – это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать близкие.

Как развивать фонематический слух у детей Что такое фонематический слух и как его развивать?Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то.

Консультация для педагогов «О правильной осанке» «О правильной осанке» Любой человек осознает, что без здоровья все другие ценности не в радость. И по этому, когда мы говорим «Здравствуйте»,.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей.

Консультация для родителей «Фонематический слух-основа правильной речи ребёнка» Фонематический слух – основа правильной речи ребёнка. Каждая мама, отдавая ребёнка в детский сад, произносит одну фразу: «Может теперь.

Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования — основа успешной коррекции речи детей с диагнозом ОНР» Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать.

Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой, связной речью.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов-как основа повышения их профессиональной квалификации» План: 1. Понятие «самообразования». 2. История возникновения самообразования в России. 3. Самообразование – как одна из форм повышения квалификации.

Проект «Речевое дыхание — основа правильной речи» (вторая младшая группа)Проект «Речевое дыхание — основа правильной речи» (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 «Дельфин» ПРОЕКТ «Речевое дыхание- основа правильной речи».

Сценарий праздника правильной речи «Путешествие по странам Правильной Речи» Цели и задачи: Коррекционно-развивающие: Автоматизировать поставленные звуки в связной речи, расширять словарный запас дошкольников, развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи»
Опубликовано: 24 октября 2017 в 00:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Дудникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД