Наталья Цыганова
Консультация для родителей «Фонематический слух-основа правильной речи ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух – основа правильной речи ребёнка.
Каждая мама, отдавая ребёнка в детский сад, произносит одну фразу: «Может теперь он (она) заговорит» Мне иногда становится интересно, а почему действительно дети приходя в детский сад быстрее начинают говорить. С чем это связано? Многие современные родители, своё общение с ребёнком сводят к тому накормил и спать уложил. Или включают детям мультфильмы, а те понятно или непонятно сидят и смотрят. Мало читают и рассказывают детям. Отсюда и слабое речевое развитие детей. Дети как будто не слышат взрослого, не реагируют на речь должным образом.
Публикация «Консультация для родителей „Фонематический слух-основа правильной речи ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно и особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Мы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию
Слышать звуки и умение на них сосредоточиться – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Развитие фонематического слуха – это умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки из которых состоит наша речь).
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно научить. Фонематический слух необходимо развивать. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Для этого в детском саду используем игровые упражнения.
Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Если с ребёнком заниматься в детском саду и дома, то результат не заставит себя ждать. Увидите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука и правильно произносить. В игры можно играть и дома, и по дороге в детский сад и на прогулке.
Вот самые простые игры на развитие фонематического слуха
• Игра «Угадай кто? (что)»
Предложите детям послушать звуки : Что шумит? Что гудит? Кто кричит?
• Игра «Что звучит?»
Расставьте на столе несколько предметов. Пусть ребёнок подойдет и потрогает их, потрясёт, постучит. Затем сядет на стульчик. Взрослый закрыв предметы манипулирует с ними (стуча карандашом о стакан, ударяя в барабан, гремя погремушкой, подудеть в дудочку) предлагает ребенку сказать какой предмет звучит и как (громко или тихо). Если ребёнок затрудняется сказать, то пусть просто покажет.
• Игра «Волк и козлята»
Читать сказку, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним, то высоким голосом. Выставляя игрушки или картинки. Прочитав сказку попросить ребенка показать того или иного героя и сказать какой у него голос, то есть звукоподражание персонажу.
• Игра «Мамы и детки»
Разложить перед ребёнком картинки с изображением домашних животных. Мамы и детёныши. Показывая картинку, попросить ребёнка назвать их. Если ребёнок ещё не говорит, то животного называет воспитатель, а тот показывает. И соответственно идёт звукоподражание этим животным. Например, мама кошка зовёт котёнка домой громким голосом, а котёнок отвечает тихим.
Таким образом, важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. И тогда проблем с неправильной речью у вашего ребёнка не будет.