Галина Лепп
Что такое фонематический слух? Как же развивать фонематический слух? Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь и слух неразрывно связаны. Фонематический слух – это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать близкие по звучанию фонемы. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка.
По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физиологический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи. Они не могут определить из каких звуков состоит слово; путают слова, близкие по звучанию; не могут выделить начальный и конечный звуки в слове и т. д.
Публикация «Что такое фонематический слух? Как же развивать фонематический слух? Рекомендации для родителей» размещена в разделах
Дети, посещающие логопедическую группу, в той или иной степени страдают нарушением фонематического слуха. Это приводит к недостаткам звукопроизношения.
С самого раннего возраста надо «показывать» ребенку, что речь, слова состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать. Воспитывая внимание и интерес к речи, нужно научить ребенка определять, есть ли такой-то звук в слове, где он находится, выделять первый и последний звук. Эти знания и умения могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослых.
Уважаемые родители, предлагаем вам игры, которые помогут развить фонематический слух у ваших детей.
«ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ?» - взрослый называет пары звуков, а ребенок внимательно слушает и говорит одинаковые они или разные. Например: А-А, А-И, Р-Р, Р-Л и т. д.
«ПОЙМАЙ ЗВУК» - взрослый называет разные звуки, слоги, слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук (например, на звук С: с, ш, с, з, р, с, ж, с….)
«КРАЙНИЕ ЗВУКИ» - ребенок должен придумать слова, которые начинаются или заканчиваются заданным звуком (например, на звук Ш: шапка, шуба, камыш и т. п.).
«ДЕЖУРНЫЙ ЗВУК» - взрослый называет звук, а ребенок придумывает слова с этим звуком на первом месте (например, звук Л – лошадь, лампа).
«КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ» взрослый называет начало слова, ребенок должен его договорить и сосчитать количество звуков в слове.
«ЗВУКОВАЯ ЦЕПОЧКА» - нужно назвать такое слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова (например, кот-танк-крокодил-лампа).
«РИФМА» - кто назовет больше слов с одинаковым окончанием (день-пень-тень)
Кроме того, можно предложить назвать слово по звукам, составить слово из звуков, сосчитать количество звуков в слове, определить место звука в слове.
Развивая фонематический слух, мы создаем хорошую основу для правильного звукопроизношения, успешного обучения чтению письму.
По материалам книги Филичевой Т. Б., Основы логопедии.