Ольга Мишурова
Физическое развитие детей с нарушением зрения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие детей с нарушениями зрения направлено на : подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности. Под влиянием направленного физического воспитания происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшается функциональное состояние зрения у детей.
Темочки:
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками.
Основными задачами физического развития дошкольников с нарушением зрения являются : развитие детей посредством движения; формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности; управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных играх, эстафетах, соревнований; формирование и развитие компенсаторных навыков.
При планировании работы с детьми с нарушением зрения, обязательно учитываются основные факторы, влияющие на состояние здоровья ребё нка: физическую нагрузку; показания и противопоказания при нарушениях; дефект зрения; игры и упражнения для развития зрительных функций; охранительный режим.
Ребенок в процессе выполнения игровых заданий, игры, физических упражнений одновременно активизирует зрение, учится ориентироваться в помещении, развивает мелкую и общую моторику.
С детьми с нарушением зрения рекомендовано проводить много упражнений, нацеленных на развитие глазодвигательных функций: упражнения с мячом, метание в цель (горизонтальную и вертикальную, игры, упражнения на: координацию движений, снятие зрительного утомления, зрительно- двигательную ориентировку, равновесие, профилактику неправильной осанки и плоскостопия.
Для оказания помощи детям с нарушениями зрения важна пропедевтическая работа. Основой этой работы являются упражнения, подготавливающие детей к основным видам движений. Пропедевтические упражнения эффективны в преодолении двигательных пространственных нарушений, так как создают условия для усвоения целостного двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений. Пропедевтическая работа включает в себя индивидуальные игры-задания на развитие определенного движения.
С целью преодоления нарушений пространственной ориентировки включаются: строевые упражнения, построения и перестроения; ходьба и бег между предметами; ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке по зрительным ориентирам; ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора; игры и упражнения по типу схематического рисунка, содержание которых связано с движениями (прокатить, пробежать, проползти); нахождение спрятанных предметов по словесному описанию («Найди и промолчи»).
Эти игры и упражнения одновременно влияют на развитие зрения, развивают мелкую мускулатуру рук, ловкость пальцев, силу, точность, глазомер, пространственную ориентировку, координацию движений, активизируют ощущения.
Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, они приобретают полезные умениями и навыками, происходит развитие в их сознании положительных эмоциональных двигательных образов от подвижных игр, воспитывается стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.
Так же важно уделять внимание развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в первую очередь потому, что совершенствование движений пальцев рук способствует развитию речи детей. Кроме того, в процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Список литературы:
1. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения /Частные методики адаптивной физической культуры : Учебно-методическое пособие, глава 2. /Под ред. Л. В. Шапковой. — М. : «Советский спорт», 2003.
2. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Н. Новгород: Изд-во Ю. А. Николаева, 2001.
3. Сермеев Б. В. Физическое воспитание слабовидящих детей. - М., 2013. С. 90