Татьяна Жвакина
Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Тема нашего выступления это - «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Хочу представить вам наш опыт работы.
Публикация «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Новизна нашего опыта работы состоит в использовании игровой деятельности способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Мы с воспитанниками подготовительной группы решили поучаствовать в акции от Банка России «Финансовая игра». Совместно с детьми играли в игру «Шаги к успеху» и выложили фотоматериал на странице сайта Банка России. Дети заинтересовались данной темой. Просили нас рассказать подробней про финансы, откуда берутся деньги, какие бывают банковские карты, во сколько лет можно получить банковскую карту.
Поэтому в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста мы решили предложить детям и родителям проект на тему «В мире финансов». Чтобы детей заинтересовать данным проектом предложили вместе создать свой продукт деятельности презентовать, а затем продать его родителям, и с полученных денежных средств, приобрести в группу экономическую игру «Монополия».
Цель нашего проекта содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Практическая задача: Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.
Образовательные задачи:
Создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;
Повысить экономическую образованность родителей, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
Развивающие задачи:
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Развивать речь, внимание, мыслительные операции.
Воспитательные задачи:
Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;
Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Предполагаемые результаты
• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Наша работа над проектом проходила в три этапа: организационный, практический и заключительный.
1этап – Организационный:
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме.
• Составление плана работы над проектом
2 этап – Практический (основной)
Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.
Работа с детьми:
1. Чтение художественной литературы.
2. Подвижные игры.
3. Дидактические игры.
4. Беседы.
5. Просмотр мультфильмов
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», Родительское собрание на тему: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Работа с педагогами
Мастер – класс «Формирование финансовой грамотности у педагогов ДОУ через игровую деятельность»
3 этап – заключительный
1. Создание продукта деятельности детьми, его презентация, продажа подковы с монетами, с целью приобретения в группу игры «Монополия». Результат нашего проекта показал положительную динамику уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников. В группу была приобретена экономическая игра «Монополия», что показало детям, что они могут сами создавать презентовать и продать свой товар и получать за него деньги.
При работе над проектом, мы совместно с детьми и родителями решили создать своими руками лэпбук «В мире финансов».
А подробнее о создании лэпбука расскажет мой наставник Шашурина Марина Викторовна.
Лэпбук - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, мы совместно с детьми, выполняли задания, проводили наблюдения, изучали представленный материал.
В него мы поместили стихи, рассказы, игры, загадки, пословицы и поговорки.
На наш взгляд, игра является наиболее успешной культурной практикой для развития ребенка-дошкольника. Поэтому мы подобрали серию игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию финансовых представлений. В своей работе мы используем такие игры: «Маленький покупатель», «В каком магазине был Лёва?», «Размен», «Кто кем работает?». В них мы играем как на занятии, так и в самостоятельной деятельности.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений, увеличивают интерес ребенка к финансовой грамотности.
Свою работу ведём в соответствии с ФГОС ДО, обеспечиваю развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и интегрируется во всех 5 образовательных областях.
Для достижения положительных результатов в работе применяли самые различные методы, приемы и средства обучения, создавали наилучшие условия для развития финансовой грамотности.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых.
С целью родительского просвещения было подготовлены консультации «Финансовая грамотность в ДОУ», оформлен информационный уголок. Родители являлись нашими главными помощниками.
Своим опытом работы по формированию финансовой грамотности дошкольников делимся с педагогами дошкольных образовательных учреждений через: мастер – класс, семинар – практикум, консультации "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. В результате у детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
В дальнейшем планируем продолжить работу с детьми и родителями по финансовой грамотности.. Распространить педагогический опыт не только среди педагогов посредством проведения семинаров, круглых столов и мастер-классов на муниципальном и региональном уровнях, а также в сети интернет. Спасибо за внимание! !