Ольга Козыркина
Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов «Есть у солнышка друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему
«Есть у солнышка друзья»
по формированию образов – символов узоров
(по мотивам искусства орнамента разных народов)
Козыркина Ольга Альбертовна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 2
компенсирующего вида для детей
с нарушением речи» г. Чебоксары
\
Чебоксары 2016
Программное содержание
Изобразительные задачи
Публикация «Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов „Есть у солнышка друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
• Учить детей созданию художественно-выразительного образа Солнца на основе элементов декоративно-прикладного искусства разных народов
Технические задачи
• Закреплять технику использования трафаретов в рисовании.
• Упражнять детей в комбинировании уже знакомых способов рисования: карандашами, фломастерами, красками, пальчиками, поролоном.
Развивающие задачи
• Познакомить детей с орнаментальными образами - символами солнца в декоративно-прикладном искусстве народов России.
• Расширять представления детей об особенностях культуры, быта и жизни разных народов России.
• Стимулировать самостоятельность при выборе изобразительных средств для своей работы, поощрять творческий подход.
Воспитательные задачи
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному народу и людям ближайшего национального окружения.
• Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству разных народов.
Словарная работа
Солнце, Земля, Республика Башкортастан, Удмуртская республика, республика Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, лучи, сияет, светит.
Индивидуальная работа
• Напомнить, что после рисования пальчиками необходимо вытереть пальцы салфеткой.
• Обратить внимание на разнообразие и вариативность изобразительных материалов и трафаретов.
• Обсудить способы расположения трафаретов на полоске бумаги.
Демонстрационный материал
• Глобус.
• Фонарик.
• Иллюстрации с разными вариантами изображения Солнца у разных народов.
• Ноутбук.
• Диск с музыкой.
• «Солнце» без лучиков.
Раздаточный материал
• Палитры с гуашью разного цвета.
• Фломастеры.
• Цветные карандаши.
• Баночки с водой.
• Восковые мелки.
• Трафареты с изображением Солнца.
• Полоски бумаги для рисования.
• «Разрезные картинки» - изображения Солнца.
• Влажные салфетки.
• Кусочки поролона в держателях для бумаги.
• Иллюстрации Солнца.
Методические приемы
• Художественное слово-загадка о Солнце.
• Вопросы к детям: За что мы должны «благодарить» Солнце? Что происходит на Земле благодаря Солнцу? Как Солнце влияет на нашу жизнь?
• Легенда о Солнце.
• Экспериментальная деятельность-проведение опыта с глобусом и фонариком.
• Рассматривание «портретов» Солнца разных народов (республики Башкортостан, Удмуртской республики, республики Мордовия, Татарстана, Чувашской республики).
• Комментарии педагога по поводу изображений Солнца.
• Упражнение «Собери картинку» - собрать разные изображения Солнца из частей.
• Поощрения педагога в адрес детей.
• Уточнение: «Как мы будем пользоваться трафаретом? Чем будем закрашивать?»
• Напоминание педагога о наличии на столах изображений Солнца : «Если вы забыли, как изображали Солнце разные народы, то у вас на столе есть «подсказки». Можно посмотреть и вспомнить».
• Выбор детьми изобразительного материала для своей работы и организация своего рабочего места.
• Пальчиковая гимнастика.
• Индивидуальная помощь педагога.
• Инструкции, напоминания по поводу различных техник и последовательности работы.
• Поощрения педагога: Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми.
• Физкультминутка.
• Просмотр на ноутбуке презентации, где представлены предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов.
• Подведение итогов по просмотренному материалу: «Вы видите, что каждые народы чтят и уважают Солнце и используют его изображение в вышивке, в росписи, на гербах и флагах.
• Сюрпризный момент - изображение Солнца без лучей.
• Проблемная ситуация: «У нашего Солнца нет лучей. Что же нам делать?»
• Совместная работа – собрать лучики к Солнцу из нарисованных детьми полосок.
• Анализ детской деятельности: «Какое яркое Солнце у вас получилось! Молодцы! А какие лучи вы нарисовали: разные, теплые, ясные! Пусть это Солнышко вас согревает и вам путь освещает!»
• Художественное слово: стихотворение о Солнце.
Ход занятия
Педагог загадывает загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все. (Солнце)
-Сегодня мы с вами поговорим о самой большой звезде по имени Солнце. Как вы думаете, за что мы должны «благодарить» Солнце?
(Ответы детей)
- Друзья, я расскажу вам одну легенду о Солнце. Садитесь поудобнее и послушайте.
(Дети садятся на ковер)
«Давным-давно на Земле было много солнц. У каждого народа было свое солнце, и люди не знали, что такое ночь, холод, жили всегда в тепле и при свете. Солнца всегда были на небосклоне и никогда не заходили. Но скоро люди стали завидовать друг другу и им захотелось заполучить солнца друг у друга. И вот тогда Солнце обиделось на людей, забрало у них их солнца и осталось одно. Одно для всех. И тогда люди узнали, что такое вечер, ночь, восход и закат. У разных народов это происходит по-разному : когда у одного народа день, у другого народа наступает ночь».
- Я предлагаю вам посмотреть, как это происходит (педагог проводит эксперимент с глобусом и фонариком). Когда Солнце встает в одном месте, там наступает утро, а в другом месте на нашей Земле ночь.
- После того, как Солнце осталось одно на Земле, люди стали его уважать и ценить, слагать в его честь стихи, песни и «писать» портреты Солнца. И у каждого народа портреты получались различные. Вот, посмотрите, какие портреты у них получились.
(Педагог показывает изображения Солнца республики Башкортостан, Удмуртской республики, республики Мордовия, Татарстана, республики Чувашия). И все народы в своих «портретах» славили Солнце, благодарили его за тепло и свет.
- Сегодня мы с вами тоже попробуем «написать» портреты Солнца, но сначала «познакомимся с ними поближе».
(Дети подходят к столу, и педагог предлагает собрать изображения Солнца из разрезных картинок)
- Вот мы с вами и потренировались, теперь проходите к столу, присаживайтесь, будем рисовать.
(Дети садятся за столы, где расположены полоски бумаги и трафареты разных изображений Солнца)
- Обратите внимание, на ваших столах лежат трафареты, которые надо будет расположить на полоске и «заполнить», т. е. закрасить (педагог напоминает, как пользоваться трафаретом: приложить и прижать одной рукой, а другой закрашивать)
- А чем вы будете закрашивать, выберите, пожалуйста, сами.
(Дети рассматривают, выбирают изобразительный материал и организуют свое рабочее место)
- Все к работе у нас готово. Потренируем наши пальчики.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Один, два, три, четыре, пять, - соединяем поочередно
пальчики, начиная с большого
Вышло солнышко играть. - соединяем пальцы обеих
рук в «солнце» (круг)
Целый день оно играло, - «играем» пальчиками
Ну а к вечеру устало. - пальцы в «замок»
Один, два, три, четыре, пять, - соединяем поочередно
пальчики, начиная с мизинца
Солнце спряталось опять. – пальцы в «замок»
- Ну вот, теперь ваши пальчики готовы. Можете приступить к работе.
Дети рисуют, педагог осуществляет индивидуальную работу, помощь.
-Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми. Оставьте их, чтобы они немного подсохли, а мы с вами отдохнем.
(Дети выходят из-за столов, проводится физкультминутка)
Ночью Солнце отдыхало, - дети присели
Утром на востоке встало. - встают
И с солнечными зайчиками - дети «ловят» солнеч-
ных зайчиков
Играли девочки и мальчики.
Бегали, скакали - бегают, скачут на месте
И даже приседали. - приседают
Ходили друг за другом -ходьба по кругу
Большим и ровным кругом.
До вечера играли - приседают
Присели, когда устали.
И Солнце отправилось спать - машут рукой и
Чтоб завтра встретить нас опять. «засыпают»
-У вас получились ясные и яркие Солнца. Вот такими изображениями Солнца люди разных народов украшали одежду, головные уборы, флаги и гербы.
(Педагог предлагает вниманию детей презентацию, где показаны предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов)
-Вы видите, что каждые народы чтят и уважают Солнце.
-У меня для вас есть еще один сюрприз. (Педагог показывает Солнце, где нет лучиков)
-Теперь у нас тоже есть Солнце, но только у него нет лучей. Что же нам делать? (Предложения детей)
-Я предлагаю наши нарисованные полоски превратить в лучики к нашему Солнцу.
(Дети совместно с педагогом «собирают» Солнце)
- Какое яркое Солнце у вас получилось! Молодцы! А какие лучи вы нарисовали: разные, теплые! Пусть это Солнышко вас согревает и вам путь освещает!»
Мы много солнц нарисовали -
Из них один портрет создали,
Стало в комнате светлей,
Сразу стало веселей.
Я скажу вам, не тая -
Жить без Солнца нам нельзя!
Детям предлагается выбрать место в групповой комнате, куда они поместят свое Солнце.