Ольга Кряж
Развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Причин множество: родовые травмы, различные заболевания, неблагоприятные условия воспитания. Доказано, что недоразвитие речи чаще всего наблюдается у детей, которые воспитываются вне семьи: в детских домах, домах ребенка, детских дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием… Это понятно. В тот период, когда ребенку необходимо общение с близкими людьми он оказывается лишен такой возможности. Но вот что замечают учителя начальных классов в последние годы: в первый класс приходит все больше детей с ограниченным словарным запасом, невнятной невыразительной речью. И это дети из семьи, нередко внешне совершенно благополучной. В чем дело? Оказывается в том, что дома заботу о ребенке понимают весьма своеобразно: накормить - напоить, обуть - одеть. Биологические потребности наследника – вот главная задача мамы и папы. А вот как быть с другой потребностью ребенка – потребностью в общении? И дело здесь не только в родительской занятости и поглощенности своими проблемами. Часто взрослые не задумываются над тем, что мало окружить ребенка яркими игрушками. Нужно приложить усилия для того, чтобы ребенок научился ими играть. Это особенно важно для тех малышей, у которых нет товарищей для игр. Таким товарищем для них должен стать взрослый. В процессе совместных игр возникают диалоги, во время которых можно научить сына или дочку понятно формулировать свои просьбы и желания, выслушивать своего партнера по игре, договариваться о совместных действиях. Это поможет не только развить речь ребенка, но и научить общаться со сверстниками. Ведь очень часто ссоры среди дошкольников случаются потому, что они не понимают друг друга, а потом «невербальное» общение становится чертой характера и закрепляет в поведении ребенка привычку завоевывать руками то, что он не может получить в результате разговора.
Публикация «Развитие речи дошкольников» размещена в разделах
Общеизвестно, для того, чтобы ребенок вырос «развитым», ему нужно читать детские книги. А с какого возраста? Какие книжки? Есть такие, которые можно читать годовалому. По сути дела, это картинки. А под ними подпись. Взрослый показывает малышу рисунки, говорит два-три коротких предложения, берет его ручонку и гладит нарисованную собачку или кошечку… Такие занятия должны быть очень короткими. А польза от них большая: Они наполняют слова содержанием, они учат добру, они привлекают внимание малыша к книге как предмету чрезвычайно интересному. Здесь родителям важно помнить: книжка не должна стать игрушкой, это укоротит ее жизнь, а ребенок решит, что ее можно рвать.
С возрастом возможности маленького слушателя совершенствуются. И если, например, первый ребенок в семье в три года мог слушать чтение взрослых часами, это совершенно не значит, что второй ребенок будет обладать теми же интересами. Вполне может быть, что его нужно будет приучать к тому, чего старший достиг, казалось бы, сам по себе. Каковы же самые примерные нормы слушания для дошкольника? Если пятилетний ребенок через 15-20 минут поднимается и уходит восвояси, необходимо задуматься. До школы 1-2 года, а обучение в коллективе требует от ребенка более высокого уровня произвольного внимания.
Любимый жанр малышей – сказки. Они могут их слушать много раз. Сказки – удобный и полезный материал для развития речи дошкольника. Они легко запоминаются. Их удобно рассказывать вдвоем. Начинает предложение взрослый, а ребенок заканчивает.
Сложнее приучить ребенка слушать текст «с продолжением», а этот-то прием наиболее эффективен для развития речи дошкольника. Книгу нужно подобрать с таким расчетом, чтобы ее основное содержание было малышу понятно. Но в самой доступной для дошкольника книге могут попадаться слова для него незнакомые. Как быть? На этот счет существуют различные точки зрения. Одни считают, что прерывать чтение из-за таких слов не стоит. Общий смысл слов они не мешают. А если прервать чтение, то ребенок привыкает «отвлекаться» от основного в данный момент занятия. Другое мнение (и согласиться с ним достаточно оснований) прямо противоположно: если ребенка не приручить внимательно относиться к слову, у него не будет формироваться собственный стиль речи, умение внимательно слушать и потребность дойти до внутреннего смысла прочитанного. Где же истина? Как всегда, «посередине». Внимательнее присмотритесь к вашему ребенку. Используйте оба подхода, и вы сами увидите, что они не противоречат друг другу. Постарайтесь часть слов пояснять, не прерывая надолго чтение. Произносите после незнакомого слова его синоним – близкий по смыслу, но знакомый для ребенка. Встретилось новое выражение – прервите чтение. Поясните ребенку смысл прочитанного своими словами. Будьте предельно кратки. Не уходите от содержания и не пытайтесь по ходу дела оценивать героев или их поступки.
Очень полезно говорить с ребенком о прочитанном. Закончив чтение отрывка, задайте несколько вопросов. Важно не только проверить, запомнил ли он описанные события, а помочь маленькому читателю понять причинно-следственные связи, научиться высказывать по поводу услышанного свое мнение. Хорошо поговорить о том, что может произойти с героями этой книги дальше.
Через некоторое время (лучше всего читать ребенку ежедневно в одно и то же время) чтение необходимо продолжить. Но прежде стоит вспомнить, «на чем остановились», что придумали сами.
Существуют и специальные приемы для развития речи дошкольника. Например, «рассыпавшиеся картинки». Материал для таких упражнений можно отыскать в детских журналах типа «Веселые картинки». Блок нужно вырезать, разделить на отдельные картинки и положить в конверт. Такие наборы можно сделать из вышедших из употребления знакомых ребенку книг. В наводнивших торговые точки разного методического и художественного достоинства тетрадях, Предназначенных для подготовки ребенка к школе, такие упражнения встречаются очень часто.
Разложите картинки перед ребенком. Объясните ему, что они связаны между собой по смыслу и по ним можно составить рассказ. Предложите малышу расположить картинки «по порядку», а потом сочинить сказку или рассказ о том, что там изображено. Полезно спросить ребенка, что изменится, если поменять картинки местами.
А эта игра помогает расширить словарный запас ребенка. Называется она «Говори наоборот». Суть игры вот в чем: взрослый называет слово, ребенок подбирает к нему противоположное по значению, антоним. Начинать лучше с прилагательных: хороший – плохой, длинный – короткий, молодой – старый, веселый – грустный…
Придумывайте вместе сказки и истории. Чтобы помочь ребенку включиться в работу, придумайте вместе героев сказки («сказка будет про щенка и девочку Машу») и дайте характеристику этим персонажам (щенок – веселый шалун и неслух; Маша – заботливая и строгая хозяйка маленького щенка).