Ирина Шевлякова
Развитие связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Связная устная речь в отличии от беседы, протекающей в форме диалога, носит характер долее или менее длительного монолога,т. е. сообщения, рассказа, обращённого к слушателям.
Рассказывание - сложное речевое умение. Ребёнок должен продумать не только содержание, но и выразить его в грамматически правильной, точной и образной форме, изложить логично, последовательно. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Умение связно излагать свои мысли помогает и эстетическому развитию ребёнка : он усваивает образные слова и выражения из художественного произведения и затем использует их в своей речи. Развитие связной речи имеет большое значение для дальнейшего обучения ребёнка в школе.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Работа по развитию у детей рассказыванию начинается с младшего дошкольного возраста. Для детей 3 лет уже доступны простые формы диалогической речи- ответы на вопросы. Вовлечение детей в рассказывание воспитателя является первоначальным этапом в развитии расказыванию. Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям рассказов и сказок. Необходимо помочь детям запомнить последовательность появления героев. Большое влияние на речевое развитие млад. дош-ов оказывают занятия по рассматриванию и описанию игрушек.
В средней группе речь детей становится более связной и последовательной.
Пересказ. На первом занятии педагог рассказывает сказку, показывает иллюстрации, на втором-повторно рассказывает и затем предлагает детям пересказать её.
Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. Первое время дети подражают образцу полностью, а затем педагог подводит их к более самостоятельному рассказыванию.
Рассказывание по игрушке проводится сначала по образцу рассказа воспитателя, а затем дети переходят к составлению рассказа по плану,который даёт педагог. К концу года можно предложить детям составить сюжетный рассказ по набору игрушек.
От рассказывания по игрушкам можно переходить к рассказыванию из опыта.
В старшем дош-ом возрасте у детей расширяется и активизируется словарный запас. Они уже умеют связно, последовательно рассказать либо пересказать то или иное задание. В этом возрасте добавляются творческие рассказы. В процессе творческого рассказывания совершенствуется речь и мышление детей. Они формируют навык логично и последовательно выражать свои мысли, более глубоко понимать значения слов, начинают использовать в своих рассказах языковые средства художественной выразительности.