Марина Литвишко
Конспект ООД в старшей группе «Дымковские мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета.
Задачи:
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Дымковские мастера“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей
Обогащение словаря детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
Педагог: Послушайте стихотворение:
В родимый сторонке над Вяткой-рекой
Есть сказочный домик, известный такой.
Волшебницы в городе нашем живут,
На радость народу их солнечный труд.
Там руки художниц из глины простой
Готовят для нас хоровод золотой.
И дымковских кукол сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Для счастья и мира наш вятский народ,
Как сказку, игрушку свою создает.
От доброй и щедрой прекрасной души
Игрушки затейливы и хороши.
Их яркие краски на солнце горят
И радуют взрослых и малых ребят.
Педагог: Глиняные игрушки лепили по всей России, там, где с давних времен жили и работали гончары. Я вам расскажу, как лепили Дымку.
В городе Вятке, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела ярмарка - свистунья. Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.
Педагог: Я приглашаю вас в мини – музей «Дымковской игрушки»
Игрушки эти непростые,
Они волшебно - расписные,
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
Дети рассматривают Дымковские игрушки
Дымковские мастерицы, разминая руками послушный ком глины, вспоминали шумную ярмарку. Всю зиму лепили они игрушки – животных, всадников, дам, кавалеров и даже целые сценки. А весной вновь открывалась ярмарка, и вновь спешили мастерицы удивить и обрадовать покупателей своим товаром.
Посмотри как хороша
Эта девица-душа:
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня, уж так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет
Показ Дымковской игрушки «Барыня»
Педагог: Чтобы получилась такая нарядная куколка, нужно было знать секреты ее изготовления. Глину собирали после половодья, смешивали с мелким и чистым речным песком. Тогда сделанные из нее игрушки во время обжига в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Глину скатывали в комок, плющили блином, а затем сворачивали колоколом. Получалась юбка. Ручки, головку и туловище лепили отдельно и затем примазывали к юбке. Готовую фигуру обжигали в русской печи, отчего глина затвердевала.
(показ педагога)
Ребята, вы думаете, наша барыня – сударыня готова? Далеко еще нет. После обжига фигурка по-прежнему остается красно- коричневой, как кирпич. Дымку обязательно отбеливали-окунали в раствор мела с молоком, просушивали и только потом начинали раскрашивать.
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Педагог: Какого цвета в дымковских игрушках больше?
Дети: Белого
Педагог: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?
Дети: синий, красный, желтый, зеленый.
Педагог: Да, все игрушки расписаны яркими красками
Педагог: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
Дети: Да!
Динамическая пауза «Мы в музее побывали»
Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)
Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,
дотронуться до головы)
Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)
Для начала мы с тобой крутим только головой,
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.
А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-
Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)
Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!
Педагог: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут дымковские барышни и дымковские лошадки.
Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).
Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,
Их соединяем.
Прищипнём вверху кокошник,
Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.
Педагог: Я предлагаю вам расписать дымковскую барышню и лошадку.
Расписывать будете акварелью.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце ООД устраивается выставка.
Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?