Папки-передвижки

Конспект занятия в музее «Дымковская сказочная страна»

Олеся Лысенко
Конспект занятия в музее «Дымковская сказочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы

Дорогие ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. там вы увидите очень красивые вещи. Он я не буду о них рассказывать. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, и вы все увидите сами. (Дети и воспитатель идут в музей детского сада.)

Публикация «Конспект занятия в музее „Дымковская сказочная страна“» размещена в разделах

Итак. Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются? Называют ее «Дымкой» - по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась.

Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные

Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т. д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья».

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска».

И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки.

Если зайти туда, от сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с козлятами, все это – настоящее чудо!

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем!

Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.

Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие – просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Посмотрите, чем еще отлична эта игрушка? Что такое необычное есть у нее? Да, эта игрушка еще отличается тем, что у нее есть «золотые квадратики». Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки… вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Ты подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине – Егорка.

В летний день, погожий день

Балалаечка трень-брень.

-Ты играй, мой Ванечка,-

Просит друга Танечка.

Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходит девица-краса по улице пешком.

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые или грустные мастера? Как они передали вам свое радостное настроение?

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Давайте по очереди расскажем о своей игрушке. (Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях.)

Вопросы к детям во время беседы:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы?

Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

Художественное слово о дымковской игрушке

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска»!

А. Дьяков

Дымковская игрушка. Индюк.

Чем знаменито Дымково? Вот индюк нарядный,

Игрушкою своей! Весь такой он ладный.

В ней нету цвета дымного, У большого индюка

Что серости серей. Все расписаны бока.

В ней что-то есть от радуги, Всех нарядом удивил,

От капелек росы. Крылья важно распустил.

В ней что-то есть от радости, Посмотрите, пышный хвост

Гремящей как басы! У него совсем не прост -

Она глядит не прянично – Точно солнечный цветок,

Ликующе и празднично. А высокий гребешок,

В ней молодость – изюминка, Красной краскою горя,

В ней удаль и размах… Как корона у царя.

Сияйте, охра с суриком, Индюк сказочно красив,

Чтоб всем светло, не сумрачно! И напыщен, горделив.

И злость, и хмурость льдинкою, Смотрит свысока вокруг,

Без всякого следа, Птица важная – индюк!

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

В. Фофанов

Веселая белая глина, Поглядите, каковы!

Кружочки, полоски на ней, И нарядны, и новы:

Козлы и барашки смешные Расписные сани,

Табун разноцветных коней. Медведь с гармошкой,

Кормилицы и водоноски, Солдат с усами.

И всадники, и ребятня, Козел – золотые рожки,

Собаки, гусары и рыбки, Да куколка в сережках.

А ну, отгадайте, кто я? Пестрые, яркие, славные подарки!

Водоноска.

За студеной водицей Идут кататься нянюшки,

Водоноска – молодица И Ванюшки, и Танюшки,

Как лебедушка плывет, Хотят повеселиться

Ведра красные несет. И братцы, и сестрицы.

На коромысле не спеша -Тятеньки и маменьки,

Посмотри, как хороша Вы куда шагаете?

Эта девица – краса, -Шли бы вы на карусели -

Туга черная коса. Место прозеваете.

Щеки алые горят, Закрутили, завертели

Удивительный наряд: Колесо у карусели.

Сидит кокошник горделиво, Весело, весело,

Как лебедушка плывет Всем нам очень весело!

Песню тихую поет.

Пестрый хоровод. Веселая Дымка.

Привезли мы глину с дальнего бугра. Много сказочных мест у России,

Ну-ка за работу чудо-мастера! Городов у России не счесть,

Я слеплю лошадку, я ее поглажу Может, где-то бывает красивей,

И седельце с бахромой Но не будет роднее, чем здесь.

На спине прилажу. Возле Вятки самой Дымково – поселок,

Слепим, высушим - и в печь! Окаймлен лесами уголок веселый.

А потом распишем. Лет ему за двести,

Будем мы игрушки «печь», Триста ль миновало?

Печка жаром пышет. Собирались вместе мужики бывало.

А в печи - не калачи, А управясь дома, бабы приходили,

А в печи – не куличи, С удалью знакомой пляски заводили.

Не пышки, не ватрушки, Праздник отмечали -

А в печи – игрушки! Пели, не скучали…

Не кастрюли, чугуны – Как-то вятичи-дружки

А лошадок табуны. Сели в праздник у реки.

За лошадками – козел, Под руками глина -

Из печи – и прыг на стол! Слой на три аршина.

Вылезай скорей медведь! Стали шарики катать,

В печке можно угореть. Как снежки бывало…

Друг за дружкой выплывают Глину щупать, глину мять -

Утушек-свистулек стаи, Жирная, как сало!

А за ними в свой черед – В Дымкове, за Вяткою – рекою,

Кукол пестрый хоровод. Драгоценный продолжался труд,

Распишу я утушку разными цветами, Не ища на старости покоя,

Свищет моя утушка разными ладами. Труженицы славные живут.

Модница-нарядница, вы куда идете?

С зонтиком и сумочкой Кто-то сделал индюка -

Глиняная тетя. Распушенные бока,

Поглядите, каковы! У кого-то глина стала вдруг павлином.

И нарядны, и новы Кто-то вылепил синицу -

Расписные сани. Сразу стало веселей.

Медведь с гармошкой, солдат с усами, Мастера и мастерицы

Козел – золотые рожки, Живут в Дымково – селе!

Да куколка в сережках.

Пестрые, яркие, славные подарки! А. Дьяков

Лена Гулыга

Утка Марфутка бережком идет, Зонтик грибком, руки крендельком,

Уточек Марфуточек купаться ведет. Ходит девица-краса по улице пешком.

Индя-индючек, ты похож на сундучок. Бока крутые, бака золотые,

Сундучок не простой: Копытца с оборкой,

Красный, белый, золотой. А на спине - Егорка

Барашек – свисток, В кокошнике няня,

Левый рог – завиток, На руках Ваня.

Правый рог – завиток, И хорош, и пригож Ваня,

На груди – цветок! Не забудь няню, когда подрастешь.

Через горные отроги, Волшебницам вятской родной стороны

Через крыши деревень, Большое спасибо сказать мы должны.

Краснорогий, желтогрудый За то, что их руки не устают,

Мчится глиняный олень. И сказочных кукол для всех создают.

С лентами, бантами, под руку с франтами – Веселая яркая радуга.

Мы гуляем парами, проплываем павами. Кружочки и точки на ней.

Барышни красивые, очень-то смешливые Чудо цветами играет,

На плечах-то шубка, да с оборкой юбка! Цветом волшебным сияет.

Мы подружки складные –

Лишь частушки вам пропели –

Уступаем место Гжели.

Частушки о дымковских игрушках

Козоньки рогатые, В летний день, погожий день

Козоньки бодатые. Балалаечка трень-брень.

Ждем вас на дороженьке, -Ты играй, мой Ваня,-

Разомните ноженьки. Просит друга Таня.

Кофточки цветные, Кто-то дырочки умело

Юбки расписные, Сделал птахе у спины,

Шляпы трехэтажные – И синица вдруг запела

Статные и важные. Голоском самой весны.

Мы игрушки расписные, Наши руки крендельком,

Хохотушки вятские. Щечки, будто яблочки.

Щеголихи слободские, С нами издавна знаком

Кумушки посадские. Весь народ на ярмарке.

Кони глиняные мчатся Мы игрушки знатные,

На подставках, что есть сил. Складные да ладные.

И за хвост не удержаться, Мы повсюду славимся,

Если гриву упустил. Мы и вам понравимся.

В красном новеньком седле Поглядите, что за птицы!

Всадник скачет на коне. Кто ин взглянет, удивится!

Конь копытом гордо бьет. Расписные петухи,

Молодца домой везет. Курочки и индюки.

Конь домчит до карусели. Голосисты эти птицы

На седло залез Емеля. И нарядны, словно ситцы!

Влез, встал, засвистал, Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Засвистал и поскакал. Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.

Девица в венце, У колодца, у колодца

Румянец на лице, Водоноски собрались.

Собой хороша, Здесь вода сама нальется,

Стоит, не дыша. Наклонись, не поленись.

Дымково.

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Там любили песни-пляски. В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз, а затем пустимся в пляс.

Хороша игрушка расписная, вся поет, бесхитростно светла.

И видна в ней радость молодая ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету в игрушки яркие вложил?

О. Левицкий

Публикации по теме:

Фотоотчёт выпускного праздника «Сказочная страна»Фотоотчёт выпускного праздника «Сказочная страна» Фотоотчёт выпускного праздника "Сказочная страна"Звучат фанфары, дети заходят в зал. 1 Вед. : Веселые, шумные и неповторимые, Да впрочем,.

Интегрированное занятие в средней группе «Дымковская уточка» в рамках проекта «Страна народных мастеров»Интегрированное занятие в средней группе «Дымковская уточка» в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие (лепка, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие,.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сказочная страна Математика. Закрепление пройденного материала» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сказочная страна математика. Закрепление пройденного материала». Цели: 1. Закреплять навыки количественного.

Конспект занятия по аппликации «Сказочная птица»Конспект занятия по аппликации «Сказочная птица» Программные задачи:Продолжать знакомить детей с элементами декоративной росписи,передавая их в аппликации. Учить вырезать детали плавно.

Конспект занятия по оригами «Сказочная страна». Коллективная работа (старший дошкольный возраст) Цель: закрепление знаний детей об искусстве оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения.

Лэпбук «Дымковская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)Лэпбук «Дымковская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, мой первый опыт в создании лэпбука. Надо сказать, что приглядывалась я к лэпбукам давно, но.

Наглядное пособие «Сказочная страна».Наглядное пособие «Сказочная страна». Наглядное пособие “Сказочная страна” представляет собой игровое поле, состоящее из 16 клеток. Каждая клетка имеет свой адрес, пересечение.

Сценарий выпускного праздника «Сказочная страна»Сценарий выпускного праздника «Сказочная страна» Сценарий выпускного праздника «Сказочная страна». Звучат фанфары, дети заходят в зал. 1 Вед. : Веселые, шумные и неповторимые, Да впрочем,.

Книжка из фетра «Сказочная страна»Книжка из фетра «Сказочная страна» Хочу поделиться с Вами творением моих рук, дидактическим пособием, книжкой из фетра «Сказочная страна». С помощью этой развивающей книжки.

Видеоотчет выпускного бала «Сказочная страна»Видеоотчет выпускного бала «Сказочная страна» [I G]/upload/blogs/detsad-82358-1524158695.jpg[/IMG] MG]/upload/blogs/detsad-82358-1524156482.jpg[/IMG] Предлагаю вашему вниманию наш.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в музее «Дымковская сказочная страна»
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 13:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в музее «Дымковская сказочная страна»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Лысенко (УИ 219231) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД