Денисова Елена Николаевна
Духовно-нравственные и социокультурные ценности в образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно – нравственные и социокультурные ценности
в образовательном процессе ДОО».
Слайд – 1.
Тема моего выступления:
«Духовно – нравственные и социокультурные ценности в образовательном процессе ДОО».
Разработчики - воспитатели высшей категории:
Гума Наталья Алексеевна, Денисова Елена Николаевна, МАДОУ «Детский сад «Лесовичок».
Слайд – 2.
Свое выступление я хочу начать со слов Константина Дмитриевича Ушинского:
Публикация «Духовно-нравственные и социокультурные ценности в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
«Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни… Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».
К. Д. Ушинский.
Поэтому перед нами стоит задача, воспитать в ребёнке нравственного, духовного, добросердного человека. Ведь недаром говориться: «Что посеешь, то и пожнёшь».
Слайд – 3.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Задачи духовно-нравственного воспитания, находят развитие в государственных нормативных документах:
- Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012г. №273 -ФЗ);
- «Концепции воспитания и развития личности гражданина России»,
и вступившем в силу с 1 января 2014 года «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (пр. №1155 от 17.10.2013 г). Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Из этого вытекает актуальность данной темы.
Слайд – 4.
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков.
Актуальность.
Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позже, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о духовности и культуре, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы.
Слайд – 5.
Мы, педагоги детского сада «Лесовичок»», способствуем формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе воспитательно-образовательной работы.
Решаем мы эту задачу посредством ОД, игровой деятельности в ходе РМ, формирования развивающей среды в группах и помещении детского сада.
Цель нашей работы: сохранение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к социокультурным ценностям, основам православной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.
В истории отечественной педагогики вопросам воспитания подрастающего поколения всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития рассматривалась как приоритетная и осуществлялась через реализацию комплекса задач:
Образовательные :
дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно – нравственные ценности ребёнка;
расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.
Воспитательные:
приобщать детей к нравственным устоям православной культуры, используя «образ» книги, как главную духовную ценность;
оказывать помощь семье в формировании личности ребёнка посредством приобщения к социокультурным ценностям, традициям духовной культуры.
Развивающие: стимулировать стремление к пониманию православных образцов,
смыслов подлинного назначения человеческой жизни; развитие коммуникативных
умений, речевого взаимодействия.
Слайд – 6.
В своё м выступлении Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал:
«… Духовно – нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно – духовную самостоятельность».
Слайд – 7.
Каким мы представляем современный высоконравственный идеал?
Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, воспринимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В чём мы видим содержание духовно – нравственного воспитания дошкольного образования.
Суть состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы : мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
Слайд – 8.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания детей:
В практике дошкольного образовательного учреждения целесообразно использовать различные формы духовно-нравственного воспитания детей :
— ситуации бытового взаимодействия, культурные практики повседневной жизни;
— самостоятельную игровую, коммуникативную, художественную деятельность детей;
— занятия (в том числе совместные занятия детей и родителей);
— социокультурные праздники и досуговые мероприятия;
— экскурсии и целевые прогулки;
— кружковую работу;
— музейную деятельность дошкольного образовательного учреждения;
— встречи с интересными людьми — носителями культуры;
— содействие организации внутрисемейной и межсемейной творческой деятельности социокультурного характера.
Слайд – 9.
И начать я хочу с игр, значение которых в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре : как к современной, так и к народной.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Перед игрой мы, как правило, рассказываем о культуре и быте того или иного народа ( русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», «Жмурки с колокольчиком», «Резвые лошадки» и т. д.
Слайд – 10.
Знакомя с культурным наследием нашей страны, мы приобщаем детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с росписью народов России. Получают представление о разных техниках росписи, материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.
Воспитываем чувства уважения и гордости у детей, используя дидактические игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку».
Слайд – 11.
Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре, быту, фольклору. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. И именно поэтому знакомство с русским фольклором происходит сразу, как только ребё нок попадает в детский сад: ему читают потешки, песенки, колыбельные, фольклорные стишки. Мы продолжаем работу по приобщению детей к устному народному творчеству через волшебные сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы, героический эпос.
Слайд – 12.
В нашем детском саду есть мини-музей «Русская изба».
Дети знакомятся с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. В мини-музее дети знакомятся с предметами быта, которыми пользовались наши предки и учатся сравнивать их с современными предметами быта.
Слайд – 13.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «День матери»; зимой — «Новый год», «Рождество – Колядки», «Защитники Отечества», весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Никто не забыт и ничто не забыто», «День семьи».
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Слайд – 14.
И ещё хочется сказать об одной проблеме. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому мы, педагоги, на встречах и в частных беседах передаем информацию, которая помогает осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.
Слайд – 15.
В мир ребенка очень рано начинает входить природа родного края. С нашей помощью воспитанники начинают понимать, что река, лес, город, посёлок, в котором они живут и есть Родина.
Слайд – 16.
Самые первые уроки ребенок получает в семье от родителей. Любая семья, помня свое прошлое, чтя традиции, и проявляющая уважение к старшему поколению тем самым подает прекрасный пример подрастающему. Ребенок начинает понимать, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, мы часть единого древа жизни.
Слайд – 17.
И в заключении, мне хочется сказать несколько красивых и в то же время весомых фраз:
«Нет надежды на улучшение человечества до тех пор, пока духовно – нравственный идеал не выйдет на первый план и не займёт центральное место в обучении, как дома, так и в детских садах и школах. Только это может быть решением труднейшей задачи преобразования мира, пред которой стоит человечество».
Спасибо за внимание.