Татьяна Палагина
Духовно-нравственное воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
В данный момент Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - это разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в детском саду» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
• Знакомство с православной культурой и традициями своего народа;
• раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
• гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
• формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к
окружающему миру и людям;
• одухотворение жизненного пространства ребенка;
• защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемов и средств. Это различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т. д., дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения. При использовании сюжетных и игровых упражнений необходимо акцентировать ребенка на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании.
Дети включаются в различные виды деятельности:
• продуктивная (аппликация, лепка, конструирование, изготовление поделок, рисунков);
• театрализованная и игровая деятельность (сценки и спектакли духовной тематики);
• познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых);
• творческая деятельность (музыкальное творчество, танцы);
• нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями);
• совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.