БАЛДЕНКОВА НАТАЛИЯ
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Сообщение-презентация
«Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства»
2слайд: Уважаемые коллеги! Обратите внимание на слова великого педагога К. Д. Ушинского «Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к прекрасному и духовному - вы не достигли цели воспитания»
3 слайд
Публикация «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду, так как дошкольный возраст– период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сегодня материальные ценности превозносятся над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В нравственном воспитании детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, с которых в жизнь ребёнка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающийся душевностью и добротой.
Именно поэтому, стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.
В образовательном пространстве должны быть созданы все условия для наполнения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием.
Сегодня одной из главных задач дошкольного образования является не только вооружение обучающихся знаниями, но и формирование духовно-нравственной личности, патриотизма, чувства любви и преданности к своей Родине, культуре и своему народу. Для решения указанной задачи используются разнообразные средства.
4слайд.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является ИСКУССТВО : литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребёнку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетических грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
В самом деле, разве воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства не пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.
Остановимся на изобразительном искусстве как средстве духовно-нравственного воспитания младших дошкольников.
Изобразительное искусство - это художественное отражение действительности в образах, которые мы зрительно воспринимаем. К изобразительному искусству относятся : скульптура, архитектура, графика, декоративно - прикладное искусство, живопись, иллюстрации.
5 слайд.
Хочу обратить ваше внимание на иллюстрации к детским книгам. Влияние иллюстрации наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. Иллюстрации к книгам один из распространенных видов изобразительного искусства, с которым встречаются дети.
Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.
6 слайд. Рассмотрим подробнее, какие духовно-нравственные качества закладываются у ребенка в дошкольном возрасте.
Духовно - нравственные качества:
1 – доброта
2 – справедливость
3- смелость
4- дружелюбие
5- готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.
В младшем дошкольном возрасте особая роль отводится сказке. Сказка преподаёт урок нравственности, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой.
Рассмотрим, на примере каких сказок, и иллюстраций к ним воспитываются духовно-нравственные качества младших дошкольников.
7 слайд. Воспитывать у детей чувства : взаимопомощи, чуткости, отзывчивости, помогает сказка и иллюстрации к сказке «Кот, петух и лиса».
8 слайд. На примере сказок и иллюстраций к сказкам «Теремок»
9 слайд И «Рукавичка» воспитываются такие положительные качества, как доброта, трудолюбие, дружеские взаимоотношения.
10 слайд. Такие качества, как доброжелательность, отзывчивость и желание готовым прийти на помощь в трудную минуту воспитывает сказка и иллюстрации к сказке «Снегурочка и лиса».
11 слайд. А также к «Мухе цокотухе» К. Чуковского.
12 слайд. Сказка «Заюшкина избушка» и иллюстрации к ней, помогают воспитать честность и справедливость; показывают, что несмотря ни на что, справедливость восторжествует.
13 слайд. Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, помогает сказка и иллюстрации к сказке «У страха глаза велики».
14 слайд. Сказка «Тараканище» К. Чуковского и иллюстрации к ней, воспитывают чувство храбрости, смелости и лидерства, на примере храброго воробья, который не побоялся страшного великана.
15 слайд Р. н. сказка «Гуси-лебеди» и иллюстрации к ней воспитывают любовь к родным и близким, учат уважительности к старшим.
Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребёнок в дошкольном детстве.
С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.
Образы, созданные художниками - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
16 слайд. Иллюстрируются не только сказки, но и поэтические и прозаические произведения. Перед вами стихотворение К. Бальмонта «Осень»,
17 слайд. Стихотворение А. Плещеева «Весна».
Обратите внимание, как изображают художественное поэтическое произведение художники- иллюстраторы, которые помогают раскрыть перед ребенком красоту окружающей природы, вызвать любовь и бережное отношение к ней, не разрушая ее красоту.
Говоря об иллюстрациях к художественным произведениям, нельзя не упомянуть и таких великих художников – иллюстраторов, таких как В. Сутеев, Е. Рачев, Е. Чарушин, В. Васнецов и др., иллюстрации которых не могли оставить равнодушными ни детей, ни взрослых. Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, А. О. Пахомов, В. М. Канашевич и другие, вошедшие в золотой фонд детской художественной литературы.
Ведь мы все знаем, что в зависимости о того как проиллюстрировано художественное произведение, его содержимое усвоится лучше ребенком.
18слайд.
Еще один вид изобразительного искусства, способствующий решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников – декоративно-прикладное искусство.
По мнению отечественных педагогов, исследователей русского народного творчества Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной, А. П. Усовой и др., ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Обращение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер : развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.
В нашем детском саду есть мини-музей народных промыслов. В младшем дошкольном возрасте, самое яркое впечатление дети получают от рассматривания матрешек. Русская матрешка- это символ русского народа. В ее содержании и форме отразилось представление о мире, добре и красоте. Русская матрешка-это символ России. Поэтому именно рассматривание народной игрушки «Матрешки» позволяет воспитать нравственно-патриотические чувства у детей, учит их усваивать образцы, присущие своему народу.
19слайд.
В заключении хотелось бы сказать: влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Задача для педагога вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства изобразительного искусства. Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру, не причиняющему зла всему живому.
20 слайд. Спасибо за внимание!