Ирина Шадриенко
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них вырабатываются основные навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных отношений со сверстниками и взрocлыми, навыки самocтoятельности, умeние зaнять себя увлекательной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Физическая культура может внести свой вклад, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений, тесно связаны с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Не зря народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Именно в двигательно-игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. Двигательная активность и физическое развитие являются благодатной основой для формирования духовно-нравственных качеств воспитанников. С этой целью я на занятиях по физической культуре специально моделирую условия, в которых дети вольно или невольно проявляют свое отношение к деятельности, к товарищам, к воспитателю
Например игра Клеевой ручеек
Эту игру мы с детьми уже давно знаем, дети легко справляются с поставленной задачей. Но в каждой группе есть такие дети, у которых взаимоотношения со сверстниками не ладятся.
Здесь я придумала использовать в играх Волшебный чулок, который помагает детям договариваться, сопереживать друг другу, помогать, слышать товарища. Перед игрой я беседую с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. С помощью расчета на первый второй, дети делятся на пары, одевают Волшебный чулок на ноги таким образом, чтобы одна нога каждого ребёнка находилась в нем, т. е у одного правая нога, у другого левая нога.
В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со скамейки.
2. Проползти под дугой.
3. Пройти змейкой
4. Перешагнуть через препятствия и т. д.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепиться друг от друга.
Пример еще одной игры «Слепец и повадырь»
Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, связывает пару,чулок, одетый на одну ногу каждого. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определенную «школу доверия».
По окончанию игры я прошу ребят ответить, кто чувствовал себя надежно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Формирование чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях физкультурой, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста и родителей общими чувствами и переживаниями. Это могут быть физкультурные досуги, праздники, у нас в детском саду проводятся «День Здоровья», неделя спорта, «Осенний марафон», спартакиада и др.
В нашем районе уже двенадцать лет проводится районная спартакиада дошкольников «Малышок», задачами которой является не только пропаганда здорового образа жизни для детей дошкольного возраста, развитие у детей скоростных и координационных способностей, но и воспитание в детях упорства, чувство товарищества и умение побеждать и проигрывать в честной спортивной борьбе.
Во время таких праздников выявляются умения ребенка проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях.
Совместная деятельность со сверстниками учит детей сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям, поддерживать дружеские отношения между собой, уважению к партнерам по игре и команде соперников. Соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию морально-волевых качеств.
Всестороннее развитие каждого ребенка является основной целью физического воспитания как педагогического процесса. Дошкольная система физкультурного образования должна быть направлена на созидание максимально благоприятных условий для раскрытия физических, психических и духовных возможностей детей.
Именно в подвижной игре ребенок знакомится с разными видами деятельности, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей. Оказываясь в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, он накапливает первоначальные нравственные представления и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.