Ольга Петровна Макина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Музыкальный руководитель 1 категории
МАКИНА ОЛЬГА ПЕТРОВНА.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в ослаблении нравственных ориентиров подрастающего поколения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, прослушивание музыки, на прогулки, посещение театров, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. Это касается детей,чье здоровье в порядке. А как быть с детьми,чьи возможности в здоровье ограничены? Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.
Среди проблем можно назвать:
1. непроизвольность движений;
2. боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
3. речевые нарушения или отсутствие речи;
4. замкнутость, неактивность детей;
5. неустойчивые внимание и память у дошкольников.
Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит:
1. не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
2. не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
3. не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Главное и самое важное на моих занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:
1. помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
2. помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
3. музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
4. косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
У детей с ОВЗ круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность,которое проявляется как в музыкально - ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, я решила использовать в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии :
1. психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
2. логоритмические занятия – вариант двигательной терапии, система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;
3. систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.
Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание. Предпочтение отдается активным формам.
Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными.
На музыкальных занятиях происходит формирования важнейших качеств личности. Так как материальные ценности продолжают вытеснять важнейшие проблемы воспитания, то это приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.
Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка:
• Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка;
• Пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях;
• Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор;
• Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания.
Ежегодно в нашем детском саду проходит ряд мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей. Условно их можно разделить на группы:
1. Праздники, посвященные семейным ценностям: день матери, 8 марта, день защиты детей и день семьи.
2. Календарно-обрядовые праздники: Рождество, Масленица, Пасха.
3. Праздники патриотической направленности: День Защитников Отечества, 9 мая,День рождения города Хабаровска.
В России праздник День Матери учрежден в 1998г. И в саду мы проводим этот праздник в концертной форме. На занятиях мы слушаем и исполняем песни про маму, беседуем о том, что значит мама для ребенка.
Весной празднуем международный женский день, где поздравляем не только мам, но и бабушек, сестер и всех девочек.
А вот в первый день лета мы отмечаем День защиты детей, который традиционно проходит на улице с играми, забавами, танцами.
А в преддверье 8 июля, проводим другой праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности. На этом празднике детей знакомим со святыми Петром и Февроньей, которые олицетворяют символ верности и любви на Руси.
Традиция нашего сада – каждый год проводить неделю сказки в разных формах (театрализованное представление, просмотр старых русских народных мультфильмов, беседы, игры и т. д.). Особый интерес у детей вызывают постановка сказки, т. к. эта коллективная форма взаимодействия позволяет участвовать ребятам, независимо от их музыкальных и творческих способностей.
Для духовно-нравственного воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру русская народная песня входит в быт ребенка. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку. К таким музыкальным играм относятся «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Заинька, выходи», «Ремешок», «Горошина», «Царевич –королевич». Эти и другие игры используются ежегодно в веселом традиционном для нашего сада празднике – Масленица. Педагоги и музыкальные руководители принимают активное участие в проведении праздника: наряжаются в народные костюмы и сказочные образы. Присутствующие на празднике персонажи Баба-Яга, Скоморохи и другие, формируют понимание ребенка о национальном фольклоре, славянских календарных праздниках, героях русских сказок. Сохраняя традиции празднования масленицы на Руси, организованны состязание, звучит русская народная музыка. А в конце праздника всех детей угощают блинами.
В нашем детском саду ежегодно проводятся концерты, спортивные соревнования. посвященный Дню Защитника Отечества. И обращается внимание ребенка на то, что 23 февраля – это праздник всех защитников Отечества, независимо от того, мужчина это или женщина. На музыкальных занятиях мы говорим об образе героя, начиная с героев былин (богатырей, заканчивая героями наших дней. В этом году я делала подборку слайдов по теме: «Богатыри русские», «Оружие в давние времена и современное»
И мы проводим ежегодные мероприятия ко Дню Победы. Это концерт, на которые приглашаются ветераны; сопровождение детей к памятнику; участие в конкурсах и фестивалях патриотической направленности.
В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, понимают его и стремятся быть лучше- а ведь эта главная цель духовно-нравственного воспитания.