Алевтина Кичеева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное развитие дошкольников через сказкотерапию.
1. Актуальность
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.
Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди детей, бродяжничеству, наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению, к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказкотерапии» размещена в разделах
2. Почему сказка способствует духовно-нравственному воспитанию
Способствовать социально-коммуникативному развитию ребёнка может использование новых технологий духовно – нравственного воспитания. Такой технологией является сказкотерапия.
Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать.
Душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся «слышать наставления» и «приобретать знания» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
Сказкотерапия – это эко, био и нанотехнология.
Эко
Сказкотерапия не приносит вреда ни психике, ни душе, ни уму, ни сердцу. Сказки учат добру, милосердию, состраданию.
Био
Сказкотерапия природосообразна, потому что сказки, легенды, притчи, мифы – качественная пища для разума, сердца и души.
Нано
Мельчайшие частицы сакральной информации проникают в микроскопические отверстия нашего разума и чувств. Там они производят очистительные работы. Вычищают заблуждения и застарелые обиды. А потом наполняют внутреннее существо светом, чистотой сакральной информации, производят добрые перемены в мировосприятии, отношении к самому себе и близким людям.
Сказкотерапия- это воспитательная система органичная внутренней природе человека. Душа, сознание, чувства человека в процессе соприкосновения со сказками учатся «слышать наставления» и «приобретать знания» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Как сделать так, чтобы ребёнок услышал наставления и сам приобрёл знания. Наша задача помочь ему это сделать через сказку. Мы рассмотрим это через сказки, которые мы проходим с детьми.
Сказкотерапия -это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта.
Самосознание – это умение понимать себя, ценить себя. Например в беседе по сказке Сутеева мы говорим детям: «Да, можно попросить что-то у другого, но надо понимать себя, ценить то, что у тебя есть, и над тобой не будут смеяться»
Сказкотерапия – это процесс активизации ресурсов потенциала личности, объективизации проблемных ситуаций.
Каждому герою даётся испытание. Если он он сможет его преодолеть, то его ждёт чудо. В реальной жизни тоже человек проходит испытания, чтобы чего-то добиться. Ничего не даётся просто так. Сказка учит тому, что, если ты пройдёшь испытание достойно, то у тебя будет чудо, как у золушки. Не пройдёшь достойно испытание, будешь жадным, останешься у разбитого корыта.
Сказкотерапия –это образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Если есть проблема в сказке, надо от неё перекинуть мостик к реальности и посмотреть, а у нас такое бывает. Например, сказка «Гуси-лебеди». Родители уезжают и дают наказ девочке: «Береги братца». А вам родители дают наказ? Вы всегда его выполняете? А что будет, если его не выполнить? Девочка не выполнила наказ, не уберегла братца, и гуси-лебеди его украли. Чему учит нас сказка? Сказка учит слушать наказ старших, выполнять его. Потому что старшие, родители заботятся о нас, желают самого лучшего для нас.
Сказкотерапия – это метод экологического воспитания ребёнка. Мир природы одухотворён, он живой. Сказка учит с уважением относиться к природе. Например в сказке «Морозко», Морозко переживает: «Что же я её снежком не укрыл». Обсуждая сказку «12 месяцев», мы спрашиваем детей: «Почему братья – месяцы подарили девочке подснежники и колечко, помогли ей?». Конечно, дети отвечают: «Она добрая». Конечно, это так. Но братья- месяцы говорят про девочку: «В лес придёт, ни одной ветки не поломает». И ребёнок понимает, что природа смотрит на него и радуется, что он к ней хорошо относится.
3. Мои цели и задачи.
Исходя из проблемы, я поставила перед собой следующие цели:
Цель - изучение народной сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника. Воспитывать чувство долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:
Задачи.
1. Изучить методическую литературу по данной теме;
2. Выявить возрастные особенности духовно-нравственного воспитания детей – дошкольников;
3. Создать необходимые условия для знакомства детей группы с русскими народными сказками.
4. Развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению героев.
5. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей.
6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее первенствующую роль в воспитании сегодняшнего и, в особенности, завтрашнего человека.
4. Методы и приёмы, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
o изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
o разработка методов, средств и форм взаимного общения педагога и воспитанников в ходе становления ценностных ориентиров в поведении детей;
o разработка НОД с использованием сказок, используя принципы: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.
o наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
o работа с детьми во время свободной деятельности
o анкетирование и беседа с родителями.
5. Методы и приёмы работы со сказками
1. Чтение сказки, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.
2. Рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
3. Инсценировка педагогом
4. Беседа с детьми о сказке.
При обсуждении смысла сказки я использую сказкотерапевтические моменты :
Обьективизация ситуации
Рассмотрение ситуации с противоположных сторон
Выводы
Например, сказка «Заюшкина избушка». Помните момент, когда лиса выгнала зайчика. Зайчик идёт, плачет грустный печальный. «Как было зайчику?»- спрашиваем ребят. «Обидно»,- отвечают они. Мы перекидываем мостик в реальность: «А так бывает, позовёшь друга в игру, а он тебя из этой игры выгонит. Пригласите ли вы такого друга в игру в следующий раз? Будете ли вы с ним дружить?». Конечно, ребята ответят: «Нет».
Рассмотрим ситуацию с другой стороны. «Если вы придёте в игру, а друг не захочет с вами играть, вы выгоните друга из игры?». Дети ответят: «Нет». Если вы зовёте друга в игру, подумайте, не выгонит ли он вас. А если вас позвали вас в игру, постарайтесь, чтобы вашего друга не выгнали. Вот так, перенося моменты сказки в реальность, дети понимают смысл сказки.
В конце сказки звучит краткий вывод, её код, который говорит воспитатель. Не надо повторять те микровыводы, которые уже сделаны. Вывод должен быть общим и кратким. Например, вывод по сказке «Заюшкина избушка». Если тебе скучно или грустно, обязательно найдётся тот, кто тебе поможет. Смотри внимательно, кого взять в друзья.
5. Творческие методы:
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Мы рассматривали иллюстрации известных художников Ивана Билибина, Сергея Васнецова, Николая Кочергина, Бориса Дектерёва и других.
Рисование сказки
Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребёнок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Мы рисуем иллюстрации к сказке, героев сказки, свои любимые сказки. Рисуем под музыку.
Рассказывание сказки детьми.
Оно может быть и групповым или индивидуальным.
При рассказывании сказки часто мы применяем моделирование сказки. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.). Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Можно использовать метод «Сказка с помощью картинок». Суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.
Проигрывание эмоционального состояния героев сказки
Во время беседы при обсуждении героев сказки мы проигрываем эмоциональное состояние героев сказки. Это способствует развитию социально-эмоционального интеллекта ребёнка. Способности распознавать свои эмоции и эмоции других людей, а также использовать это понимание для управления собственным поведением и для построения межличностных отношений. Например, мы спрашиваем: «Как чувствовал себя зайчик, когда его выгнала лиса? Ему было обидно. Изобразите зайчика.»
Сочинение окончания сказки или придумывание всей сказки.
Может быть групповым или индивидуальным
Постановка или проигрывание сказки.
В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, хотя я практикую и роль рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости и ответственности.
6. Отгадывание загадок, кроссвордов о сказках, главных героях сказки.
7. Дидактические игры на материале знакомых сказок.
Как пример, такими дидактическими играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.
Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.
6. Работа с родителями
Совместная работа с родителями очень важна, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.
Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей. Используя интернет-ресурсы, составила консультацию «Ребёнок в семье и детском саду». Целью консультации стало раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей, как в детском саду, так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.
Провела анкетирование среди родителей на тему «Место книги в вашей семье», «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка».
По результатам анкетирования, а также из бесед с родителями я сделала вывод, что они представляют место сказки в жизни ребенка, стараются чаще читать сказки, прекрасно понимают и тот факт, что русская народная сказка способствует нравственному развитию ребёнка, хотя подавляющий процент детей предпочитает сказки мультфильмам. Часть родителей высказали мнение, что домашнее хозяйство и работа буквально съедает всё свободное время, что не позволяет использовать сказку в полной мере в жизни ребенка. То есть, проблема существует, и над её решением необходимо работать. Периодически я обновляю информацию в уголке для родителей, в которой родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…», а также консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» с подбором игр с ребёнком в домашних условиях.
7. Результаты работы
Так, работая над данной темой, мною были организованы тематические выставки «Мы рисуем сказку», «Мой любимый сказочный герой».
Дети любят рисовать героев любимых сказок, а рисовать вместе с родителями – удовольствие вдвойне.
Совместно с родителями мы создали книжки-малышки, проиллюстрировали сказки К. Чуковского и русские народные сказки.
8. Вывод
После проведенной работы стала видна положительная динамика в духовно-нравственном развитии моих воспитанников.
В наше сложное социально неустойчивое время от правильно расставленных приоритетов в духовно - нравственном воспитании подрастающего поколения зависит не только благополучие и процветание, но также стабильность и адекватность общества в целом. Моя роль, как воспитателя – помочь маленькому человеку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретиться с добром и верностью, храбростью. Но в мире есть, к сожалению, предательство и обман, хитрость и коварство. Из всего многообразия ребенок должен уметь различать плохое от хорошего, ведь именно в детстве формируются самые первые взгляды, оценки с точки зрения морали.
Углубленное изучение методической литературы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников позволило мне начать свою деятельность по формированию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы и поговорки. В приоритете я выделила именно русские народные сказки, по сколько они являются мощнейшим средством в духовно- нравственном становлении личности. Именно в дошкольном возрасте появляются наиболее комфортные условия для влияния сказок на духовно-нравственное становление личности.
Мной была проведена работа на определение уровня сформированности духовно-нравственных качеств посредством сказок.
Моя педагогическая деятельность в этом направлении проводилась систематически. В результате мною была создана предметно-пространственная среда, способствующая духовно-нравственному развитию детей, достигнуты положительные результаты. Мои воспитанники знают сюжеты из многих сказок. Дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями. Постоянно расширялись и координировались знания детей о так называемых «положительных и отрицательных» качествах людей. Это происходило в ходе беседы по сказке, обсуждении поступков героев сказок, проецировании на себе и в своей повседневной жизни, попытке дать оценку своим поступкам и чужим.
И что очень важно, мои воспитанники становятся добрее и внимательнее к окружающим, более отзывчивыми.
На основе вышеперечисленных результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и педагогическое мастерство позволяют реализовать поставленные цели и задачи в работе по данной теме, и в перспективе помогут мне достичь более высокой результативности в дальнейшем.
9. Перспектива дальнейшей деятельности
- применять в системе методы и приёмы, направленные на духовно-нравственное развитие ребёнка;
- продолжать создавать условия для развития духовно-нравственного воспитания дошкольников;
-продолжать искать оптимальные формы работы с родителями.
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на консультациях.
Список литературы
• журналы «Дошкольное воспитание» :
• И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» №1 - №5 2005 год;
• Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год;
• О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;
• Г. Фигдор «Сказка и психическая переработка душевных конфликтов» №1 2007 год;
• О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.;
• Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год
• М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
• Интернет-ресурсы.