Светлана Сигунькова
Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ
«Никто не может стать сыном своего народа, если он
не проникнется теми основными чувствами, какими
живет народная душа.
Как ни сложна, ни темна психология национальной
связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не
можем созреть вне национальной культуры, которой
мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей
силы могли получить развитие»
В. В. Зеньковский.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения.
Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности духовной культуры.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка». Целью является: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
В условиях реализации ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)
• воспитание уважительного отношения к труду.
Исторические корни русской культуры уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Начиная с 2007г года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей по программе И. А. Кузмина «Социокультурные истоки». Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, праздники, музыкально-поэтические вечера, проводим среди семей различные конкурсы. Семьями ДОУ созданы прекрасные творческие работы по оформлению семейных гербов, альбомов семейных фотографий, семейного древа и т. д.
Организовывая данные мероприятия, ДОУ стремится к единению семьи, ее укреплению, созданию атмосферы доброжелательности, уважения и любви.
В театральной комнате ДОУ создан уголок русской старины «Русская изба», где дети старшего возраста знакомятся с предметами русского быта, их предназначением, с традициями и обычаями русского народа. Это помогает и развитию у детей представлений о человеке в истории и культуры.
Основными задачами этой планомерной работы являются, прежде всего: воспитание у детей любви и уважения к своей семье, Родине; формирование таких нравственных качеств как трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру.
Особой целью нашего дошкольного учреждения является возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности, русской; к русским традициям, обычаям.
Педагогический коллектив считает, что наряду с экономическим уровнем жизни падает и духовный, культурный уровень русской нации; изменилось направление ценностей: материальная выгода, жестокость, насилие культивируется в сознании современных людей.
Это доказывает особую значимость и актуальность реализации программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая) и передать нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Анализируя работу ДОУ, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет желаемых результатов, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, прививаемые детям в ДОУ. В законе «Об образовании в РФ» обозначено: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка» (п. 1. ст. 44.). «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (п. 2. ст. 44).