Наталья Вишленкова
«Дружба — какое чудесное слово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – период активной социализации детей. В образовательном пространстве современного детского сада дошкольник под руководством взрослых открывает для себя социальный мир, познавая людей, их деятельность, нормы и правила взаимоотношений.
Детский сад – это социальная среда, в которой ребенок проживает свою жизнь в тесном взаимодействии с другими детьми и взрослыми, контакты с которыми с возрастом становятся все важнее. Уклад жизни в детском саду складывается по-другому, нежели дома. Сверстники не так внимательны и доброжелательны, проявляют равнодушие, иногда обижают.
Публикация «„Дружба — какое чудесное слово!“» размещена в разделах
Среди круга ценностей, определяющих отношение ребенка к сверстникам, особое место занимает взаимопонимание. Опыт общения со сверстниками приводит детей к осознанию необходимости учитывать интересы, желания, настроение партнеров в общении. Проблемы в общении, конфликты, отказ сверстников от совместных игр вызывают у старшего дошкольника негативные переживания, нарушают благоприятный ход социального созревания. Это имеет отрицательные последствия для его личностного развития.
Проблема развития у детей умения находить пути взаимопонимания со сверстками подтолкнула нас к поиску эффективных педагогических форм и методов, направленных на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду.
Одной из таких форм работы стало проведение недели «Доброты и дружбы», цель которой создание доброжелательной атмосферы для развивающей деятельности;
формирование доброжелательного, вежливого отношения к окружающим; умения оказывать помощь другу; развитие способности оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
Каждый день на этой недели был приурочен к определенной теме.
Понедельник: «Сказочный денек», дети вспомнили свои любимые сказки и постарались оценить поведение героев, их дружелюбное отношение друг к другу.
Вторник: «Денек друзей», увидеть в своих товарищах положительные качества ребятам помогла «Волшебная труба». Главное, что дети, рассматривая в «Волшебную трубу» своего товарища учились говорить друг другу не комплименты, а открывали для себя сверстника с новой стороны, обнаруживали в нем некоторую черту, заслуживающую одобрение. В этот деть мы разучили игры, которые помогают устанавливать дружеские контакты и лучше узнать друг друга «Опиши друга», «Сказочный ковер», «Дорожные сборы», «Здравствуй, сосед», игра – тренинг «Галантный кавалер».
Среда: «Поговорим о доброте», утро мы начали с беседы «Что такое доброта?» и как она проявляется. Я предложила сделать в группе «Шкатулку добрых дел», в которую можно будет записывать хорошие поступки всех ребят. Воспитанию нравственных качеств способствовала акция «Добрые дела», а завершила день выставка детских рисунков «Дерево доброты».
Четверг: «День хорошего настроения», в этот день ребята решили устроить маленький праздник для детей других групп, они показали спектакль по произведению В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо? и предложили ребятам как можно больше делать хороших поступков, а закончился этот денек веселыми дружными танцами. Пятница: «Как правильно дружить», в заключительный день мы разобрали несколько проблемных ситуаций. Подумали над тем, как бы поступали дети, когда столкнулись с трудностями взаимопонимания в играх со сверстниками. Обсудив это, составили правила дружбы, которые будем соблюдать в нашей группе. Закончилась неделя «Доброты и дружбы» коллективным изготовлением «Коврика мира».
Начатая работа по формированию дружеских отношений сплотила ребят. Дети стали дружнее, готовы придти на помощь друг другу, уступить, если понадобиться. Они учатся не только слушать, но и слышать своих товарищей.
В заключении следует отметить, что процесс освоения доброжелательных взаимоотношений предусматривает целенаправленное развитие у старших дошкольников умения проявлять позитивную готовность к контактам со сверстниками, внимание к эмоциональному состоянию друг друга, регулировать отношения на основе культурных норм, поддерживать друг друга и эмоционально-положительную атмосферу общения и совместной деятельности.
Ведь дружба, возникшая в дошкольном детстве, может быть очень прочной и сохранится на всю жизнь.
Вишленкова Наталья Львовна, воспитатель